Open
Close

Как убрать привязку в компасе. Глобальные привязки. Вопросы для самоконтроля

Программа КОМПАС-ЗD позволяет выполнять точное построение объектов. Для этого в ней заложены механизмы отслеживания границ и точек геометрии. Это становится важным при построении взаимосвязанных объектов. Например, необходимо построить окружность, касательную в наклонной линии и лежащую на середине другого отрезка. Расчет координат расположения и точного диаметра этой окружности может занять весьма продолжительное время. Вот для таких задач и служит система привязок.

В КОМПАС-3D заложены глобальная и локальная система привязок. Глобальная система привязок настраивается для постоянного действия и работает по умолчанию. Локальная система привязок включается на время действия одной команды, но в связи с более высоким приоритетом может отменять функционал глобальной системы привязок.

Управлять глобальными и локальными привязками можно из нескольких мест программы. Для включения любой привязки необходимо в соответствующем месте нажать кнопку или установить галочку. Соответственно, для отключения любой привязки необходимо в соответствующем месте отжать кнопку или снять галочку. Расчет привязки производится в реальном режиме времени в соответствии с текущими настройками привязок. При этом в графическом окне пользователю предлагается выбрать ту или иную привязку в зависимости от приближения курсора к характерным точкам объектов. В КОМПАС-3D существует 10 различных типов привязок, и все они могут обрабатываться программой одновременно, но с учетом заданного приоритета.

Типы привязок описываются в следующей таблице:

Привязка Описание
Ближайшая точка

Привязка к характерной точке объекта (например, к начальной точке отрезка или дуги) или началу текущей системы координат.
Середина Привязка к середине объекта (например, к середине отрезка или дуги).
Пересечение Привязка к пересечению объектов (например, к пересечению отрезков или отрезка с окружностью).
Касание

Привязка по касанию - тип привязки, устанавливающей тангенциальность (касание, плавный переход - без изломов) между объектами. В этом случае объекты не пересекаются, но соприкасаются в одной точке. Условие касательности выполняется также в том случае, когда касательные линии двух кривых (например, окружностей) совпадают, т.е. не только параллельны, но и проходят через общую точку.
Нормаль

Привязка по нормали - тип привязки, устанавливающей перпендикулярность (прямой угол) между объектами. В этом случае объекты не пересекаются, но соприкасаются в одной точке. В том случае, когда привязка производится между прямой линией и кривой (например, окружностью), рассчитывается угол 90 градусов между прямой линией и касательной линией в указанной точке кривой.
По сетке Привязка к узлу вспомогательной сетки (при этом сетка может быть включена или выключена).
Выравнивание Привязка-выравнивание по горизонтали и по вертикали относительно характерных точек объектов.
Угловая привязка

Привязка по углу - обеспечивает следование за курсором при построении геометрии под определенными углами. Шаг углов настраивается в поле Шаг угловой привязки в настройках программы. По умолчанию шаг угловой привязки равен 45 градусам.
Центр Привязка к центральной точке таких фигур, как окружность, эллипс, дуга окружности или эллипса, прямоугольник и правильный многоугольник.
Точка на кривой Привязка к ближайшей точке на указанной кривой или прямой

Глобальные привязки, которые относятся к текущему документу, можно назначать на панели инструментов Текущее состояние , используя кнопки Установка глобальных привязок и Запретить привязки .

При этом вызовется диалоговое окно Установка глобальных привязок, в котором можно очень подробно указать параметры отслеживания привязок. Но действием этих настроек будет распространяться на все документы только до закрытия программы КОМПАС-3D.

Аналогичное действие можно производить на панели инструментов Глобальные привязки , которую можно вызвать через меню Вид Панели инструментов Глобальные привязки .

Для всех новых документов можно настроить глобальные привязки в меню Сервис Параметры на вкладке Система в разделе Графический редактор Привязки .

Действие этих настроек будет распространяться на все документы даже после завершения работы программы КОМПАС-3D.

В окне настройки привязок помощью кнопок и можно установить приоритет работы привязок. Чем выше уровень привязки в списке, тем больший приоритет она имеет, т.е. отрабатывается в первую очередь.

Опция Все привязки позволяет отметить галочками сразу все привязки в списке. Опция Динамически отслеживать позволяет программе в реальном времени отслеживать привязки, но если она выключена, то расчет производится после указания точки. Опция Отображать текст отображает подсказки во время динамического отслеживания привязок. Опция С учетом фоновых слоев позволяет привязываться к объектам, находящимся в фоновых (заблокированных для редактирования) слоях.

Включенная опция Только по видимым точкам сетки позволяет привязываться к узлам сетки с включенной видимостью, но если эту опцию выключить, то привязка к узлам сетки будет работать даже с сеткой с выключенной видимостью.

Опция Запретить привязки блокирует действие глобальных привязок, оставляя возможным действие локальных привязок. Поле Шаг угловой привязки позволяет задать шаг изменения угла при работе угловой привязки.

Клавиатурные привязки

С помощью горячих клавиш клавиатуры также можно включать определенного типа привязки. Для работы этого режима необходимо использовать дополнительную цифровую клавиатуру, на которой должен быть включен режим NUM LOCK. Ниже приведен перечень горячих клавиш для включения привязок:

Горячие клавиши Описание
CTRL+0 Перемещение курсора в точку с координатами 0,0 в текущей системе координат
CTRL+5 Установить курсор в ближайшую к нему характерную точку объекта без учета фоновых видов и слоев
CTRL+SHIFT+0 Установить курсор в ближайшую к нему характерную точку объекта с учетом фоновых видов и слоев
CTRL+(точка) Установить курсор по нормали к ближайшему объекту
ALT+5 Установить курсор в ближайшую к нему точку пересечения двух объектов (эта комбинация возможна даже при отключенном режиме NUM LOCK)
SHIFT+5 Установить курсор в ближайшую к нему середину объекта
CTRL+1 Установить курсор в точку ближайшего объекта по диагонали между отрицательным направлением оси 0X и отрицательным направлением оси 0Y текущей системы координат
CTRL+2 или
CTRL+↓
Установить курсор в точку ближайшего объекта против направления оси 0Y текущей системы координат
CTRL+3 Установить курсор в точку ближайшего объекта по диагонали между положительным направлением оси 0X и отрицательным направлением оси 0Y текущей системы координат
CTRL+4 или
CTRL+←
Установить курсор в точку ближайшего объекта против направления оси 0X текущей системы координат
CTRL+6 или
CTRL+→
Установить курсор в точку ближайшего объекта по направлению оси 0X текущей системы координат
CTRL+7 Установить курсор в точку ближайшего объекта по диагонали между отрицательным направлением оси 0X и положительным направлением оси 0Y текущей системы координат
CTRL+8 или
CTRL+
Установить курсор в точку ближайшего объекта по направлению оси 0Y текущей системы координат
CTRL+9 Установить курсор в точку ближайшего объекта по диагонали между положительным направлением оси 0X и положительным направлением оси 0Y текущей системы координат

Клавиатурные привязки функционируют в любое время работы, т.е. не только во время создания объектов.

В KOMПAC-3D также возможно использование ортогонального черчения, т.е. черчения линий параллельно осям X и Y. Для этого проще всего пользоваться горячими клавишами. Для постоянного включения режима ортогонального черчения необходимо нажать клавишу F8. Для временного включения этого режима необходимо нажать клавишу SHIFT. На панели инструментов Текущее состояние вынесена кнопка, также включающая или отключающая режим ортогонального черчения .

С помощью ортогонального черчения можно рисовать не только отрезки, но и линии ломаных сечений, перпендикулярных выносок допусков формы и др.

Выровнять несколько объектов по указанной границе часто требуется при построении тел вращения, а также во многих других случаях. Рассмотрим выравнивание по границе на примере, где нужно выровнять линии по оси вращения.

Нажмите кнопку Выровнять по границе на Инструментальной панели редактирования. Укажите в качестве границы ось вращения (после указания она будет подсвечена). Последовательно указывайте курсором вертикальные линии, которые должны быть выровнены по оси.

Выравнивать по границе и использовать в качестве границ можно любые геометрические объекты. Если объект пересекается с границей выравнивания несколько раз, то учитываются все пересечения (как показано на примере выравнивания эллипса по кривой Безье).

Удаление объектов оформления чертежа

В чертеже, помимо видов, содержащих геометрическую информацию, есть основная надпись, технические требования и знак обозначения шероховатости неуказанных поверхностей.

Если потребуется удалить один из этих объектов оформления чертежа, используйте соответствующие команды меню Удалить (Содержимое основной надписи, Технические требования или Неуказанная шероховатость).

РЕДАКТИРОВАНИЕ ЧЕРТЕЖА С ПОМОЩЬЮ МЫШИ.

КОМПАС предоставляет конструктору возможность редактировать объекты, не прибегая к помощи команд, используя одну мышь. В этом режиме можно быстро изменить положение характерных точек объекта, выполнить редактирование его параметров, а также переместить или скопировать объект.

Редактирование характерных точек объекта.

Для редактирования характерных точек объекта (концов отрезка, центра и квадрантов окружности и т.п.) его необходимо выделить, щелкнув на нем мышью. При этом объект выделяется другим цветом, а характерные точки отображаются в виде маленьких черных квадратов – маркеров.

Подведите к характерной точке курсор, при этом он изменит свою форму, после чего нажмите левую клавишу мыши и, не отпуская ее, перемещайте точку в нужное положение.

Редактирование параметров объекта.

Для того, чтобы начать редактирование параметров существующего объекта (например, изменение текста размерной надписи или угла наклона штриховки), установите курсор на этом объекте и дважды щелкните левой кнопкой мыши.

В Строке параметров объектов появятся поля параметров указанного объекта. Вы можете вводить нужные значения параметров как вручную, так и с использованием геометрического калькулятора.

Процесс редактирования параметров объекта аналогичен тем действиям, которые выполняются при создании объекта способом, принятым в системе по умолчанию, поэтому можно использовать все доступные приемы работы со Строкой параметров (фиксация и расфиксация, запоминание и т.д.). После ввода новых значений параметров щелкните мышью на фантоме объекта или нажмите кнопку Создать объект на Панели специального управления.

Перемещение объектов при помощи мыши

Вы можете сдвигать объекты чертежа или фрагмента при помощи мыши, не прибегая к командам меню.

Для перемещения объектов мышью выполните следующее.

1. Выделите объекты, которые нужно передвинуть.

2. Установите курсор так, чтобы он захватывал какой-либо из выделенных объектов, и нажмите левую кнопку мыши. Затем перетаскивайте объекты в нужное место, удерживая кнопку мыши нажатой. На экране отображается фантом перемещаемых объектов.

После того, как нужное положение объектов достигнуто, отпустите кнопку мыши. Объекты будут удалены со старых мест и помещены в новые места.

Копирование объектов при помощи мыши

Вы можете выполнять копирование объектов чертежа или фрагмента при помощи мыши, не прибегая к командам меню.

Для копирования объектов мышью выполните следующее.

1. Выделите объекты, которые нужно скопировать.

2. Установите курсор так, чтобы он захватывал какой-либо из выделенных объектов, нажмите клавишу , нажмите левую кнопку мыши, отпустите клавишу . Затем перетаскивайте объекты в нужное место (клавишу мыши после небольшого перемещения объектов можно отпустить). На экране отображается фантом перемещаемых объектов.

3. После того, как нужное положение объектов достигнуто, щелкните левой кнопкой мыши. Объекты будут скопированы в указанное место, а оригиналы останутся в прежнем положении.

4. Вы можете продолжать копирование в другие места, нажимая и отпуская для фиксации очередной копии левую кнопку мыши.

Для завершения процесса копирования нажмите клавишу .

РЕДАКТИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ С ПОМОЩЬЮ КОМАНД.

Команды для редактирования чертежа вызываются из меню Редактор или с помощью соответствующих кнопок на инструментальной панели редактирования.

Кнопки на этой инструментальной панели сгруппированы по типу действий, которые они вызывают.

Позволяет выполнить сдвиг одного или нескольких выделенных объектов. Варианты: Сдвиг указанием и Сдвиг по углу и расстоянию.
Позволяет выполнить поворот выделенных объектов. После вызова команды необходимо указать центр поворота, базовую точку и новое положение базовой точки. Можно задать удаление или сохранение исходных выделенных объектов после выполнения операции.
Позволяет выполнить масштабирование выделенных объектов документа. После вызова команды необходимо указать значение коэффициента масштабирования и центр масштабирования
Позволяет симметрично отобразить выделенные объекты документа. Последовательно укажите первую и вторую точки, через которые проходит ось симметрии. Вы можете явно задать параметры оси симметрии (угол наклона и координаты точек), введя их в поля Строки параметров объектов. Для того, чтобы использовать в качестве оси симметрии начерченный ранее отрезок или прямую, нажмите кнопку Выбор объекта на Панели специального управления, а затем укажите курсором нужный элемент
Позволяет выполнить копирование выделенных объектов. Позволяет выполнить копирование выделенных объектов документа. Команда будет недоступна, если ни один элемент не выделен, либо если есть выделенные целиком виды чертежа. Выделенные объекты копируются в свои виды и на свои слои. Укажите курсором базовую точку копирования и ее новое положение. Вы также можете ввести величину сдвига копии вдоль осей X и Y в соответствующие поля Строки параметров объектов. После фиксации нового положения базовой точки система копирует выделенные элементы и ожидает указания следующего места для копирования. Варианты инструмента Копия:

При построении чертежей необходимо стремиться к тому, чтобы проектируемый чертеж как можно точнее соответствовал геометрии проектируемого изделия. Для этого необходимо выдерживать размеры при построении геометрических примитивов и точно ориентировать их друг относительно друга.

Задание размеров примитивов описано выше.

Для выполнения точных построений в системе КОМПАС-3D предусмотрен ряд функций, описанных ниже.

Для того чтобы сориентировать примитивы необходимо точно установить курсор в некоторую точку (центр окружности, середина или конец отрезка и т. д.) иными словами выполнить привязку к уже существующим объектам. Без такой привязки невозможно создать точный чертеж.

В системе КОМПАС-3D предусмотрено два вида привязок : глобальная и локальная .

Глобальная привязка (рис. 1.5) постоянно действует при вводе и редактировании объектов. Показанное на рис. 1.5 окно позволяет выбирать виды привязок и настраивать их параметры.

Локальная привязка доступна при создании и редактировании графических объектов. Локальную привязку каждый раз требуется вызывать заново (нажать правую кнопку мыши и выбрать соответствующий пункт контекстного меню). Локальная привязка является более приоритетной, чем глобальная. Т. е. при вызове какой-либо команды локальной привязки она подавляет установленные глобальные на время своего действия.

Рис. 1.5. Установка глобальных привязок

Некоторые варианты привязки можно выполнять с клавиатуры, нажимая соответствующие комбинации клавиш. Причем клавиши <0> и <9> следует нажимать на цифровой клавиатуре. Комбинации клавиш и соответствующие им команды приведены в таблице 1.1. Управление курсором с помощью клавиатурной привязки, в отличии от локальной, возможно в любое время, а не только при выполнении какой-либо команды.

Для быстрого и точного создания объектов ортогональных осям текущей системы координат используют Ортогональное черчение . Включение и отключение этого режима производится кнопкой Ортогональное черчение или нажатием клавиши F8 (рис. 1.6). Если в процессе построения объекта требуется временно отключить (или включить) этот режим, необходимо нажать и удерживать клавишу Shift .

Рис. 1.6. Ортогональное черчение

При работе с графическими объектами очень часто бывает удобным включить изображение сетки на экране и включить привязку к ее узлам. При этом курсор начинает двигаться не плавно, а дискретно по узлам сетки. Управление отображением сетки в активном окне и ее настройка осуществляется кнопкой Сетка на панели Текущее состояние (рис. 1.7).

Однако, отображение сетки на экране еще не говорит о том, что привязка курсора к ее точкам выполняется. Для осуществления привязки по сетки необходимо включить глобальную или локальную привязку к сетке.

Таблица 1.1 – Команды привязки и соответствующие им комбинации клавиш

Рис. 1.7. Сетка и ее параметры

1.5 Команды редактирования в системе КОМПАС -3D

Используя одни только геометрические примитивы, имеющиеся в системе не всегда возможно построить требуемый чертеж. Поэтому любая САПР содержит ряд команд редактирования: построение фасок, скруглений, обрезка, удлинение и ряд других.

Рассмотрим наиболее распространенные команды редактирования.

Панель, на которой расположены кнопки вызова команд редактирования геометрических объектов показана на рис. 1.8. Для включения отображения ее на экране служит команда Вид – Панели инструментов – Редактирование .

Рис. 1.8. Команды редактирования

Для активизации этой панели на компактной инструментальной панели служит кнопка Редактирование .

Кнопки сгруппированы по типам команд, которые они вызывают, например, группа кнопок для копирования объектов. На панели отображается только одна кнопка из группы. Чтобы увидеть остальные кнопки, нужно нажать на видимую кнопку группы и не отпускать кнопку мыши. Через секунду рядом с курсором появится панель, содержащая остальные кнопки для вызова команд выбранного типа (расширенная панель команд). По–прежнему не отпуская кнопку мыши, переместите курсор на кнопку вызова нужной команды, отпустите кнопку мыши. При этом выбранная кнопка появится на Инструментальной панели , а соответствующая ей команда будет активизирована. Кнопки, позволяющие вызвать расширенную панель команд, отмечены маленьким черным треугольником в правом нижнем углу.

В процессе работы над документами (обычно графическими) часто возникает не­обходимость точно установить курсор в различные характерные точки элементов, иными словами, выполнить привязку к точкам (пересечения, граничным точкам, центру и т.д.) или объектам (по нормали, по направлениям осей координат).

Привязка - это механизм, позволяющий точно задать положение курсора, вы­брав условие его позиционирования (например, в узлах сетки, или в ближайшей характерной точке, или на пересечении объектов и т.д.).

Виды привязок: 1) глобальная 2) локальная 3) с помощью клавиатуры

Глобальные привязки являются самым важным инструментом, позволяющим осуществлять быстрое и точное указание существующих точек в эскизах и на чертежах. Глобальная привязка (если она установлена) всегда действует по умолча­нию при выполнении операций ввода и редактирования. Например, если выбран вариант глобальной привязки к пересечениям, то при вводе точки система автоматически будет выполнять поиск ближайшего пересечения в пределах ловушки курсора. В том случае, если пересечение будет найдено, точка будет зафиксирована именно в этом месте.

Можно включать несколько различных глобальных привязок к объектам, и все они будут работать одновременно

Для установки глобальных привязок щелкните на панели инструментов Теку­щее состояние по кнопке . Появится диалоговое окно Установка глобальных привязок, показанное на рис. 2.5.

Рис.2.5. Диалоговое окно Установка глобальных привязок

Опишем кратко основные компоненты диалогового окна Установка глобаль­ных привязок . В верхней части диалогового окна приводится список глобаль­ных привязок. Щелчком мыши по названию привязки можно включить или выключить ту или иную привязку или даже несколько. При этом каждая из привязок имеет свой приоритет. Приоритетность определяется близостью к на­чалу списка. Самая приоритетная привязка - это Ближайшая точка, затем Се­редина, Пересечение, Угловая привязка и т.д.

Диалоговое окно имеет ряд флажков:

Все привязки включает или выключает все привязки. Если включены не все привязки, опция отображается на сером фоне. Щелчок по опции в таком со­стоянии выключит ее. Следующий - включит;

Динамически отслеживать включает или выключает расчет привязок «на лету». В противном случае расчет будет выполняться только при фиксации точки;

Отображать текст включает или выключает отображение названия сработав­шей привязки рядом с курсором. Для угловой привязки дополнительно бу­дет показано значение угла;

С учетом фоновых слоев включает или выключает привязки с учетом объек­тов, лежащих в фоновых слоях;

Только по видимым точкам сетки включает или выключает привязки, кото­рые выполнялись лишь к видимым точкам сетки. Опция доступна только при включенной привязке По сетке .

Текстовое полеШаг угловой привязки предназначено для ввода значения шага срабатывания угловой привязки. Например, если значение шага угловой привяз­ки установлено равным 15°, то в результате действия угловой привязки курсор будет перемещаться вдоль прямых, проходящих через последнюю зафиксирован­ную точку под углами 15°, 30°, 45°, 60°, 75°, 90°, 105° и т.д.

После завершения настройки глобальных привязок щелкните по кнопке ОК . Для выхода из диалогового окна без сохранения изменений щелкните по кнопке Отмена .

Можно также отключить действие всех глобальных привязок, а затем включить их вновь в прежнем составе, воспользовавшись кнопкой Запретить/разрешить действие глобальных привязок на панели инструментов Текущее состояние.

Эта кнопка также служит индикатором действия глобальных привязок: нажатая кнопка означает, что глобальные привязки отключены, отжатая - что включены.

Локальные привязки можно вызвать при созда­нии, редактировании или выделении графических объектов, нажав правую кноп­ку мыши (см. рис.2.6)

Рис.2.6

Локальная привязка обладает двумя важными особенностями:

Она является более приоритетной, чем глобальная. При вызове локальная привязка подавляет установленные глобальные привязки на время своего действия (до ввода точки или отказа от ввода);

Она выполняется только для одной (текущего запроса) точки. После ввода текущей точки активизированная локальная привязка отключается, и систе­ма переходит к выполнению глобальных привязок.

Рассмотрим кратко различные способы привязки :

Ближайшая точка обеспечивает привязку к ближайшей характерной точке объекта (например, к начальной точке отрезка), к угловым точкам таблицы основной надписи или к точке начала текущей системы координат;

Пересечение обеспечивает привязку к ближайшему пересечению объектов;

Середина выполняет привязку к середине объекта;

Центр выполняет привязку к центральной точке окружности, дуги или эл­липса;

По сетке выполняет привязку к ближайшей точке вспомогательной сетки. При этом изображение самой сетки на экране может быть выключено;

Угловая привязка - это способ привязки курсора относительно последней зафиксированной точки под углами, кратными указанному при настрой­ке привязок значению. Например, при настройке привязок, значение шага угловой привязки установлено равным 15°. Тогда в результате действия угловой привязки курсор будет перемещаться вдоль прямых, проходящих через последнюю зафиксированную точку под углами 15°, 30°, 45°, 60°, 90°, 105° и т.д.;

Выравнивание выполняет выравнивание вводимой точки объекта по другим характерным точкам, а также по последней зафиксированной точке. Последней зафиксированной считается не только точка, указанная при вы­полнении какой-либо команды, ц 0 и точка, в которую курсор был установ­лен при помощи клавиатурной привязки. Например, вы нарисовали отрезок. Последней зафиксированной точкой является его конечная точка (т2). Если теперь с помощью комбинации клавиш Shift+5 привязаться к середине этого отрезка, она (середина) станет последней зафиксированной точкой, и при пе­ремещении курсора фантомные линии выравнивания будут проходить через середину отрезка;

Точка на кривой выполняет привязку к ближайшей точке указанной кри­вой;

По Y на кривую выполняет привязку к ближайшей точке указанной кривой в положительном направлении оси Y текущей системы координат. Если одна из созданных локальных систем координат установлена как текущая, то при­вязка будет выполняться по ее оси Y;

Против Y на кривую выполняет привязку к ближайшей точке указанной кривой в направлении, противоположном оси Y текущей системы координат. Если одна из созданных локальных систем координат установлена как теку­щая, то привязка будет выполняться против ее оси Y;

По X на кривую выполняет привязку к ближайшей точке указанной кривой в положительном направлении оси X текущей системы координат. Если одна из созданных локальных систем координат установлена как текущая, то при­вязка будет выполняться по ее оси X;

Против X на кривую выполняет привязку к ближайшей точке указанной кривой в направлении, противоположном оси X текущей системы координат. Если одна из созданных локальных систем координат установлена как теку­щая, то привязка будет выполняться против ее оси X.

Клавиатурные привязки представляют собой команды точного позициони­рования курсора и выполняются с помощью клавиатуры при нажатии определен­ных клавиш или их комбинаций.

Клавиатурные привязки имеют две важные особенности:

1. Локальные и глобальные привязки можно использовать только в тот момент, когда система запрашивает указания какой-либо точки, т.е. после того, как активизирована какая-либо команда. Клавиатурные привязки можно приме­нять практически в любом режиме работы редактора.

2. Использование локальной или глобальной привязки совмещено с вводом точ­ки, а использование клавиатурной привязки приводит лишь к простому пе­ремещению курсора в нужную точку. Процедуру ввода или фиксации точ­ки нужно выполнять отдельно нажатием клавиши на клавиатуре. Это разделение придает дополнительную гибкость управлению курсором и вводу точек.

При черчении клавиатурные привязки обычно выполняются в такой последо­вательности:

1. Быстро поместите курсор мышью рядом с нужной точкой или объектом. После этого мышь отпустите.

2. Выполните клавиатурную команду для точного позиционирования курсора (мышь не используется).

3. Зафиксируйте точку нажатием клавиши на клавиатуре (мышь не ис­пользуется).

4. После этого можно продолжить работу с мышью.

В таблице 2.1 представлены основные клавиатурные привязки.

В чертеже, выполненном на компьютере, недопустимы накладки отдельных элементов друг на друга и разрывы между ними. Поэтому постоянно возникает необходимость точно установить курсор в различные точки чертежа, другими словами, выполнить привязку к уже существующим на чертеже объектам.

Привязка это механизм, позволяющий точно задать положение курсора, выбрав условие его позиционирования (например, в узлах сетки, или в бли­жайшей характерной точке, или на пересечении объектов и т.д.).

Все варианты привязок объединены в меню, которое можно вызвать при создании, редактировании или выделении графических объектов по нажатию правой кнопки мыши.

КОМПАС-ГРАФИК предоставляет разнообразные команды привязок к характерным точкам (граничные точки, центр) и объектам (пересечение, по нормали, по направлениям осей координат). Эти команды объединены в три группы: локальные (действующие однократно), глобальные привязки (действующие постоянно), и клавиатурные. Вы можете создавать и удалять локальные системы координат, но не можете изменять глобальные.

Глобальные привязки

Глобальные привязки являются самым важным инструментом, позволяю­щим осуществлять быстрое и точное указание существующих точек в эскизах и на чертежах. Глобальная привязка (если она установлена) всегда действует по умолчанию при выполнении операций ввода и редактирования. Напри­мер, если выбран вариант глобальной привязки к пересечениям, то при вводе точки система автоматически будет выполнять поиск ближайшего пересече­ния в пределах ловушки курсора. В том случае, если пересечение будет най­дено, точка будет зафиксирована именно в этом месте.

Можно включать несколько различных глобальных привязок к объектам и все они будут работать одновременно. При этом расчет точки выполняется «на лету», на экране отображается фантом, соответствующий этой точке, и текст с именем действующей в данный момент привязки.

Для установки глобальных привязок:

¾ щелкните на панели инструментов Текущее состояние по кнопке Ус­тановка глобальных привязок. Появится диалоговое окно Установка глобальных привязок, показанное на рис.59. Можно включать несколько глобальных привязок к характерным точкам объектов. Все они будут работать одновременно. При этом расчет точки выполняется «на лету», на экране отображается фантом, соответствующий этой очке и текст с названием действующей в данный момент привязки.



Рисунок 39

Основные компоненты диалогового окна Установка глоб альных привязок (рис. 39) В верхней части диалогового окна приводится список глобальных привязок. Щелчком мыши по названию привязки можно включить или выключить ту или иную привязку или даже несколько. При этом каждая из привязок имеет свой приоритет. Приоритетность определяется близостыо к началу списка. Самая приоритетная привязка - это Ближайшая точка, затем Середина и так далее.

Диалоговое окно имеет ряд переключателей:

¾ Все привязки включает или выключает все привязки. Если включены не все привязки, опция отображается на сером фоне. Щелчок по опции в таком состоянии выключит ее. Следующий - включит;

¾ Динамически отслеживать включает или выключает расчет привязок «на лету». В противном случае расчет будет выполняться только при фиксации точки;

¾ Отображать текст включает или выключает отображение названия сработавшей привязки рядом с курсором. Для угловой привязки будет показано значение угла;

¾ С учетом фоновых слоев включает или выключает привязки с учетом объектов, лежащих в фоновых слоях;

¾ Только по видимым точкам сетки включает или выключает привязки, которые производилась только к видимым точкам сетки. Опция дос­тупна при включенной привязке По сетке.

Текстовое поле Шаг угловой привязки предназначено для ввода значения шага срабатывания угловой привязки. Например, если значение шага угло­вой привязки установлено равным 15°, то в результате действия угловой при­вязки курсор будет перемещаться вдоль прямых, проходящих через послед­нюю зафиксированную точку под фиксированными углами 15°, 30°, 45°, 60°, 75°, 90°, 105° и т.д.

После завершения настройки глобальных привязок нажмите кнопку ОК. Для выхода из диалога без сохранения изменений нажмите кнопку Отмена.

Можно также отключить действие всех глобальных привязок, а затем включить их вновь в прежнем составе, воспользовавшись кнопкой Запре­тить/разрешить действие глобальных привязок на панели инструментов Те­кущее состояние.

Эта кнопка также служит индикатором действия глобальных привязок: нажатая кнопка означает, что глобальные привязки отключены, отжатая - включены.

Для включения/выключения глобальных привязок служит также опция Запретить привязки в диалоговом окне Установка гло­ бальных привязок.

7.2 Локальные привязки

Ло­кальные привязки обладают двумя важными особенностями:

¾ они являются более приоритетными, чем глобальные. При вызове ло­кальной привязки она подавляет установленные глобальные привязки на время своего действия (до ввода точки или отказа от ввода);

¾ они выполняются только для одной (текущего запроса) точки. После ввода текущей точки активизированная локальная привязка отключа­ется и система переходит к выполнению глобальных привязок;

Для вывода меню локальных привязок:

¾ щелкните по какой-либо кнопке на Компактной панели при включен­ной кнопке-переключателе Геометрия, например, по кнопке Окруж­ность;

¾ щелкните правой кнопкой в области создания и редактирования графи­ческих объектов. Появится контекстное меню;

¾ щелкните по пункту Привязка в контекстном меню. Появится всплы­вающее меню, показанное на рис.40.

Рисунок 40 - Контекстное меню и всплывающее меню для локальной привязки

Для срабатывания привязки установите курсор так, чтобы точка пересече­ния, касания, середины объекта и так далее, которую нужно захватить, нахо­дилась внутри ловушки курсора. После этого зафиксируйте курсор нажатием левой кнопки мыши или клавиши Enter.

Рассмотрим кратко различные способы привязки:

Ближайшая точка обеспечивает привязку к ближайшей характерной точ­ке объекта (например, к начальной точке отрезка), к угловым точкам таб­лицы основной надписи или к точке начала текущей системы координат;

Середина выполняет привязку к середине объекта или к середине сто­роны внутренней рамки листа чертежа;

Пересечение обеспечивает привязку к ближайшему пересечению объектов;

Касание выполняет привязку таким образом, чтобы создаваемый объ­ект (отрезок, дуга и т.п.) касался указанного объекта в точке, ближай­шей к текущему положению курсора;

Нормаль производит привязку так, чтобы создаваемый объект (напри­мер, отрезок) располагался перпендикулярно указанному объекту;

По сетке выполняет привязку к ближайшей точке вспомогательной сетки. При этом изображение самой сетки на экране может быть вык­лючено;

Центр выполняет привязку к центральной точке окружности, дуги или эллипса;

Выравнивание будет выполняться выравнивание вводимой точки объ­екта по другим характерным точкам, а также по последней зафиксиро­ванной точке;

Угловая привязка это способ привязки курсора относительно послед­ней зафиксированной точки под углами, кратными указанному при настройке привязок значению. Например, при настройке привязок зна­чение шага угловой привязки установлено равным 15°. Тогда в резуль­тате действия угловой привязки курсор будет перемещаться вдоль пря­мых, проходящих через последнюю зафиксированную точку, под угла­ми 15°, 30°, 45°, 60°, 90°, 105° и т.д.;

Точка на кривой выполняет привязку к ближайшей точке указанной кривой.

Ниже приведены для основных геометрических объектов их характерные точки:

Геометрический объект Характерные точки объекта

Точка Сама точка

Отрезок Начало отрезка/ конец отрезка

Дуга Начало дуги, конец дуги и центр

Окружность 4 точки квадрантов и центр

Прямоугольник 4 точки в углах прямоугольника

Правильный многоугольник Точки пересечения сторон и центр

Эллипс Конечные точки полуосей и центр

Сплайн Точки перегиба сплайна

Ломаная линия Точки перегиба ломаной

Фаска Аналогична отрезку

Скругление Аналогично дуге

Строка текста Точки начала и конца дуги

Штриховка Точки в углах контура штриховки

Таблица Начальные и конечные точки всех отрезков