Open
Close

Мысленный обмен информацией. Телепатия – всеми желаемая способность. Человек как потребитель и генератор информации

Выше мы уже рассматривали структуру информационного обмена в рамках организации, а сейчас познакомимся с тем, как он осуществляется на практике.

Движение информации от отправителя к получателю состоит из нескольких этапов.

На первом происходит ее отбор, который бывает случайным или целенаправленным, выборочным или сплошным, предписанным или инициативным, произвольным, или основывающимся на определенных критериях.

На втором этапе отобранная информация кодируется, то есть облекается в ту форму, в которой будет доступна и понятна получателю, например письменную, табличную, графическую, звуковую, символическую и т.п. , а соответственно, подбирается подходящий способ ее передачи: устный, письменный, с помощью различного рода искусственных сигналов или условных знаков.

На третьем этапе происходит передача информации. Если последняя важна, считается, что не стоит ограничиваться одним каналом, а по возможности дублировать этот процесс по нескольким, не злоупотребляя однако, составлением по каждому поводу документов, иначе поток бумаг может «захлестнуть».

На четвертом этапе получатель воспринимает, расшифровывает и осмысливает информацию. Отправитель последней всегда ждет, чтобы получатель каким-то образом на нее отреагировал и донес до него эту свою реакцию, иными словами, установил бы обратную связь, то есть направил сигнал, которым бы подтверждал факт получения сообщения и степень понимания, или непонимании его смысла.

В идеале обратная связь должна быть осознанной, а потому планироваться заранее; облекаться в форму, соответствующую данной ситуации, возможности восприятия партнером; устанавливаться без промедления в ответ на конкретный сигнал, особенно если об этом просят, а также быть доброжелательной. Сигналами сознательной обратной связи при устной передаче информации бывает уточнение, перифраз, обобщение, выражение чувства. Поскольку такие сигналы могут быть достаточно слабыми, за реакцией партнеров необходимо специально наблюдать.

Устойчивая обратная связь позволяет существенно повысить надежность обмена информацией и хотя бы частично избежать ее потерь, различных помех, искажающих смысл.

К помехам относятся предвзятости и стереотипы, то есть устойчивые ошибочные или упрощенные мнения по поводу людей и ситуаций. Ими могут «страдать» обе стороны, поэтому после обмена информацией необходимо удостовериться в том, насколько она понята партнером.

Прежде всего, помехой обмену информации выступают особенности ее восприятия человеком. Восприятие представляет собой активную полусознательную деятельность по приему и переработке значимых элементов информации. Его субъективный характер предполагает возможность полного или частичного искажения или потери последней. Наибольшая опасность этого имеет место на стадии отбора информации, где формируются первые впечатления о ней, и наименьшая - на стадии оценки, где можно все спокойно взвесить и разложить «по полочкам».

На восприятие оказывают влияние следующие основные обстоятельства:

Во-первых, ситуация, в которой происходит первое знакомство с информацией. Если она позитивна, восприятие как правило оказывается более благожелательным, чем информация этого на самом деле заслуживает, и наоборот, в негативной ситуации псе представляется гораздо худшим, чем есть на самом деле. Это правило не распространяется на неординарную информацию, которая оценивается скорее по принципу контраста.

Во-вторых, на восприятие влияет глубина видения реальной ситуации. Много знающий и понимающий человек обычно спокойнее относится к информации, другим людям и происходящим событиям, не склонен их драматизировать или, наоборот, превозносить, и в целом более трезво все оценивает, чем тот, кругозор которого ограничен.

В-третьих, восприятие информации во многом зависит от личностных и социальных характеристик ее источника. К личностным относится, доброжелательность, терпимость, отсутствие комплексов, (по отношению к закомплексованным людям наблюдается значительная неадекватность восприятия), манера поведения, разговора, внешний вид (респектабельные люди воспринимаются более благожелательно).

Близки к личностным свойствам и «анкетные» характеристики, такие как пол, возраст, национальность, вероисповедание и пр. Социальными характеристиками являются должность, служебное положение, образование, профессия, интересы, идеалы. К тем, у кого эти характеристики иные, обычно относятся настороженно.

В-четвертых, на адекватность восприятия информации во многом влияют стереотипы, то есть стандартные наборы упрощенных представлений о сложных явлениях и объектах окружающей действительности, содержащие их одностороннее описание, принимаемое за полное. Стереотипы создают основанное на чужом мнении представление о том, с чем человеку еще сталкиваться не приходилось, и этим в определенной степени облегчают ориентацию в окружающей действительности и оценку получаемой информации.

В то же время, снимая неопределенность существующей ситуации, стереотипы неадекватно отражают, а зачастую значительно искажают реальность, укрепляют консерватизм в сознании и мышлении. Часто старые стереотипы служат основой формирования новых, поскольку в соответствии с психологическим законом предшествования существующая информация определяет усвоение последующей.

В связи с этим особо можно выделить «вредные стереотипы»: все пожилые сопротивляются изменениям, не желают рисковать, слабеют здоровьем; все руководители не думают о работниках.

По воздействию на восприятие к стереотипам близки такие психологические эффекты как, например: перенос оценки одних явлений и людей на других; (все толстые люди - добрые); обобщение оценки одной характеристики объекта на все его свойства в целом; проекция собственных чувств и ощущений на других (если мне плохо, как может быть хорошо остальным, и наоборот); первое впечатление, которое обычно бывает более благоприятным и запоминающимся (его устойчивость и длительность объясняется: стабильностью поведения самого человека, ограниченностью информации, неосознанным подражанием другому и закреплением его у самого воспринимающего); идеализация (гиперболизация положительных черт).

Нужно также упомянуть эффект «бумеранга», когда человек, воспринимая и оценивая информацию, направленную на изменение его социальных установок, только укрепляет их (при неприязненном отношении к партнеру или низком качестве самой информации); эффект «затмения» - влияние одного или нескольких свойств объекта на восприятие остальных; «эффект контраста» (доминирование одних свойств по сравнению с другими, отодвигаемыми на второй план); «эффект ожидания», в результате которого люди часто принимают желаемое за действительное, на что воздействует также «эффект предварительной информированности»; эффект порядка, когда при противоречивой информации больший вес придается сообщениям, полученным в первую очередь, но при общении со старыми знакомыми - наоборот (вообще, знакомые оцениваются более правильно, чем малознакомые люди); эффект опережения, заключающийся в том, что сведения, получаемые непосредственно перед общением, усваиваются прочнее; эффект средней ошибки, проявляющийся в усреднении крайних оценок.

Студентам часто приходится на практике сталкиваться с эффектом нимба или гадкого утенка, когда последующие оценки в значительной мере ориентируются на предыдущие.

К стереотипам близки и предрассудки, то есть оценки, сложившиеся до того, как сформировалось определенное мнение об объекте. В отличие от стереотипов они носят массовый, общественный характер, например, расизм, убежденность, что женщины глупее мужчин (хотя ни единого научного доказательства этому не существует). Предрассудки свойственны в основном малообразованным людям, в то время как стереотипами страдают псе без исключения.

На восприятие влияют также его избирательность (воспринимается не вся информация об объекте, выделяются центральное и периферийное), глобальность (объект воспринимается как монолитное целое, а не как совокупность взаимосвязанных элементов), слабая структурность (все, кроме главного, воспринимается как фон; похожее воспринимается как единое; выделяются и объединяются сходные объекты; псе соотносится со старым опытом). Быстрее замечаются позитивные качества, свойственные самому оцениваемому.

Наконец, на восприятие информации об объекте влияют многие его физические характеристики - размеры, контрастность, повторяемость и интенсивность действий и процессов.

Восприятие окружающих часто осложняется непредсказуемостью поведения людей, которое зависит от слишком многих, порой самых неожиданных обстоятельств, в том числе сознательных действий, направленных на защиту своего статуса, достоинства, внутренней жизни, сокрытия или искажения информации о себе, неспособности себя правильно преподнести, ожиданий, мотивации, чувств и т.п.

Помехой при обмене информацией может служить отсутствие интереса к ней, чему причинами бывают неубедительность доводов, отсутствие призыва к конкретным действиям и пр. Чтобы у партнеров такой интерес пробудить, до его сведения доводятся выгоды, которые он может иметь, отнесясь к информации должным образом, а также потери, связанные с ее игнорированием.

Помехами для обмена информацией могут стать и «технические неполадки», например, различное понимание символов, с помощью которых информация передается. Это бывает вызвано различиями в образовании, квалификации, национальными особенностями, слабым знанием языка и пр. Например, в отличие от большинства стран в Болгарии отрицательное высказывание сопровождается кивком головы, что часто вызывает различные недоразумения.

Наконец, к помехам обмена информацией относятся чисто физические или психологические моменты: усталость, слабая память, рассеянность, или наоборот, импульсивность, не позволяющие сосредоточиться, излишняя эмоциональность, нетерпеливость.

Не последнюю роль здесь могут сыграть информационные перегрузки, вызывающие пропуск или невосприятие сигнала, ошибочные ответы или их отсрочку, искажение или упрощение сообщений, неадекватную реакцию на них, фильтрацию информации, наконец, отключение от ее источника. Это может иметь место при монотонности информации, ее опасности для жизни и благополучия, несоответствии ее реальным потребностям.

Для надежности информация передается с некоторым коэффициентом превышения, повторения. Однако избыточность должна быть оптимальной, только чтобы обеспечить усвоение, то есть сразу же необходимо определить минимальную дозу повторения. Из-за неравномерности деловой компетенции потребность в повторах разная.

Если приходится неоднократно повторять указания в одной и той же ситуации, это свидетельствует не только о неспособности или нежелании ее усваивать, но и том, что сама информация невысокого качества. Все это не дает возможности одному из участников обмена информацией в полном объеме донести ее до другого, а другому - соответственным образом ее воспринять, что в конечном итоге отражается на качестве управленческих решений.

И наоборот - информационный обмен облегчает краткость, ясность, недвусмысленность сообщений, какую бы форму они ни имели, постоянный контроль за их содержанием, процессами передачи и приема, использование параллельных и перекрестных коммуникационных каналов, дублирование устной информации письменной.

Виды общения по средствам:
1) вербальное общение – осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить;
2) невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица). Невербальные формы и средства общения присущи не только человеку, но и некоторым животным (собакам, обезьянам и дельфинам). В большинстве случаев невербальные формы и средства общения человека являются врожденными. Они позволяют людям взаимодействовать друг с другом, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях. Важнейшей невербальной составляющей процесса общения является умение слушать.

Виды общения по целям:
1) биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;
2) социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Виды общения по содержанию:
1) материальное – обмен предметами и продуктами деятельности, которые, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;
2) когнитивное – передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;
3) кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое или психическое состояние;
4) деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками;
5) мотивационное общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.

Виды общения по опосредованности:
1) непосредственное общение – происходит с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.;
2) опосредствованное общение – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природных (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.) или культурных предметов (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.);
3) прямое общение строиться на основе личных контактов и непосредственного восприятия друг другом общающихся людей в самом акте общения (например, телесные контакты, беседы людей друг с другом и т. д.);
4) косвенное общение происходит через посредников, которыми могут быть другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

Другие виды общения:
1) деловое общение – общение, целью которого является достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности;
2) воспитательное общение – предполагает целенаправленное воздействие одного участника на другого с достаточно четким представлением желаемого результата;
3) диагностическое общение – общение, целью которого является формулировка определенного представления о собеседнике или получение от него какой-либо информации (таково общение врача с пациентом и т. п.);
4) интимно-личностное общение возможно при заинтересованности партнеров в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта, возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений.

В зависимости от участников общения называют лично-групповое, межличностное, и межгрупповое общение.

В , первичном коллективе человек общается с каждым человеком. По ходу такого парного общения устанавливаются как личные, так и групповые задачи и цели. Знание общностей о содержании общения или наличии третьего в момент общения двух лиц между собой изменяют картину общения.

Лично-групповое общение более выражено проявляется между начальником и группой или коллективом.

Межгрупповое общение означает контакт двух общностей. К примеру командные баталии в спорте. задачи и цели межгруппового общения коллективов могут часто совпадать (общение обладает мирным характером), а могут и разниться ( общение). Межгрупповое общение - отнюдь не безликое аморфное воздействие. В этом общении каждая личность своеобразный носитель коллективной задачи, отстаивает ее, руководствуется ею.

Общение также различается на опосредстванное и непосредственное. Когда применяют термин «непосредственное», то подразумевают общение «лицом к лицу», в ходе которого каждый участник процесса воспринимает другого и производит контакт.

Опосредованное - коммуникация, в которую присутствуют третьи лица, механизмы, вещи (к примеру, телефонный разговор).
Временной интервал общения, оказывает большое влияние на его характеристику. Оно является неким катализатором способов и смыслового содержания общения. Узнать детально человека за маленький срок, естественно, нельзя, но попытка узнать особенности личности и характера существует постоянно. Длительное общение - не только путь к взаимному пониманию, но и дорогу к пресыщению. Длительное общение создает предпосылку психологической совместимости, либо конфронтации.

Также разделяется на законченное и незаконченное. Законченным общением может считаться такой вид общения, который одинаково расценивается участниками. При этом оценка общения фиксирует не только субъективную значимость итоговых результатов общения (удовлетворенность, безразличие, неудовлетворенность), а сам факт законченности, исчерпанности.

По ходу незаконченного общения содержание темы или совместного действия оказывается не исчерпанным, не результатным, который преследовала каждая из сторон. Незавершенность общения может быть вызвана объективными или субъективными причинами. Объективные или внешние причины - разъединение людей в пространстве, запреты, нехватка средств общения и другие. Субъективные - взаимное или одностороннее отсутствие желания продолжать общение, осознание необходимости его остановки и другие.

Телепатия стала, пожалуй, наиболее популярной из тех сверхъестественных способностей, которые стали приписывать отдельным людям или в перспективе всему человечеству мистики, парапсихологи, оккультисты и прочие эзотерики начиная со второй половины XIX века. В самом деле: умение общаться с призраками, гнуть ложки силой мысли или видеть прошлое, конечно, потрясают воображение, но вот способность передавать на расстояние мысли другому человеку или самому «читать» его мысли и чувства это куда любопытнее…

Раньше телепатия людям почему-то не требовалась…

Распространённым среди сторонников мнения о реальности телепатии приёмом является утверждение, будто телепаты, то есть люди, обладающие способностью к телепатии, существовали в истории человечества всегда и были даже довольно многочисленны. Много говорится о якобы имевших место быть древнеегипетских жрецах-телепатах, о телепатах на службе у древнеримских полководцев, о телепатах при дворах китайских императоров и средневековых монархов. Однако, если внимательнее изучить историю вопроса, окажется, что, за исключением отдельных случаев описанных в священных религиозных текстах и касающихся единичных выдающихся духовных деятелей, телепатия не была «трендом» человечества вплоть до конца позапрошлого столетия. Именно тогда в Европе, прежде всего в Англии, и в США начался бум интереса ко всевозможным мистическим и сверхъестественным феноменам: привидениям, медиумам, способным общаться с загробным миром, телепатии и прочему.

Кстати, нужно обратить внимание, что термин «телепатия» используется в качестве обобщающего для всего феномена чтения и передачи мыслей и эмоционального состояния на расстоянии без всяких технических средств. Но среди оккультистов и эзотериков существует чёткое разделение: телепатией они называют лишь инстинктивную, неосознанную передачу мыслей и чувств на расстоянии, своего рода проявление особого скрытого в каждом человеке телепатического инстинкта. А когда имеет место целенаправленный, осознанный и подготовленный мысленный обмен информацией, это называют передачей мыслей на расстоянии. Впрочем, все эти случаи в обыденном сознании уже давно слились в термине «телепатия», так что зачастую ею называют любые подобные случаи. Вдобавок к этому телепатию могут разделять на отсроченную, эмотивную (то есть когда передаются не содержательные мысли, а ощущения, общее настроение), а также различать её в зависимости от того, касается ли переданная или считанная информация событий прошлого, настоящего или будущего.

Телепатия с научной точки зрения

Как и следовало ожидать, наука не признаёт телепатию, передачу мыслей на расстоянии и любые подобные операции реальными. Хотя примечательно, что представители психологии и медицины весьма активно занимались этим вопросом, так как те случаи, о которых принято говорить, что это свидетельства телепатии, чаще всего лежат в медицинской плоскости и всегда в сфере психологии. Так что учёные не просто так отмахиваются от самой возможности передачи информации на расстоянии без применения технических средств. Во-первых, они указывают на отсутствие биологических предпосылок у человека к такого рода манипуляциям – просто не зафиксировано, за счёт чего, благодаря деятельности какого органа человеческого тела, какого отдела его головного мозга или нервной системы телепатия была бы возможна хотя бы гипотетически.

Во-вторых, и это самое главное, наука не имеет экспериментальных подтверждений реальности передачи информации на расстоянии силой только мысли. Впрочем, в данном вопросе следует соблюдать осторожность оценок. Дело в том, что многочисленные эксперименты, проводимые как сторонниками телепатии с целью доказать её реальность, так и скептически настроенными экспертами довольно часто показывают странную закономерность: в начале опытов результаты всегда намного лучше, чем по их продолжении. Чаще всего такие эксперименты проводились с картами Зенера (специальные карты с пятью различными символами, используемые для проверки различных паранормальных способностей), и поначалу процент верно названных испытуемым рисунков был высок (впрочем, никогда не достигая 100%). Но впоследствии этот процент катастрофически падал, опускаясь до среднестатистического значения, когда люди просто наобум угадывают определённую часть скрытых символов, а то и падая ниже этой отметки. Достоверного объяснения этому обстоятельству нет, хотя сторонники телепатии утверждают, что это следствие ментальной усталости и перенапряжения духовных сил телепатов. Однако в науке принцип повторяемости эксперимента в одинаковых условиях с одинаковыми данными является одним из основных критериев научности, и если он не соблюдается, тот или иной феномен учёными не признаётся.

Мысленный обмен - это вам не обмен информацией голосовой речью, когда на описание даже самой простой вещи требуется определенное количество время. Когда общаешься мыслями, то таких временных затрат не происходит, в твоем сознание тотчас же возникает понимание всего того, что хотел тебе рассказать или внушить твой собеседник. Выгоду, от такого обмена получают все стороны, принимающие участие в таком мысленном обмене, они имеют даже некоторую экономию времени. В мысленном обмене не бывает ошибок при понимании определенной ситуации, в описании какого-либо предмета или в понимании какой-либо из сторон этого самого описания. Все происходит мгновенно, как только стороны начинают понимать мысли других людей. Они становятся полностью взаимосвязанными друг с другом существами.

Поэтому, когда я с Дубом перешел на мысленный обмен речью, телепатию, то время у нас закрутилось, завертелось и быстро полетело. Мне даже не пришлось своему только что обретенному союзнику объяснять те цели и задачи, которые стояли передо мной! Дуб мгновенно все узнал, понял и одобрил, он тут же согласился во всем мне помогать. Одним только этим взаимопониманием мне удалось решить серьезную проблему, связанную с проблемой моего проникновения на строительную площадку через строжайше охраняемый периметр вьедской стройки.

Легким дуновением ветерка Дуб показал мне направление, в котором мне следовало бы двигаться, чтобы выйти к первому же дереву гиганту, через посредство которого я мог бы проникнуть в подземелье этого участка Северного леса. Для упрощения я решил эти деревья в дальнейшем называть «дубами», так же, как подобные деревья в свое время называли на матушке Земле! Затем я в глубокой задумчивости прошагал по лесу минуты две или три, в течение которых Дуб из моей памяти черпал информацию о человечестве, о космосе, о гуманоидах, о звездных войнах и о вьедах рептилиях. Честно говоря, в тот момент я чувствовал себя весьма значимым человеком, так как сейчас через меня проходила информация, связывавшая человечество с цивилизацией, которая пока еще была нам известна, эта цивилизация была не гуманоидной.

Вскоре я стоял перед дубом, не зная, что же мне следует дальше делать! Дуб же мой новый друг, похоже, слишком увлекся знакомством с новой расой. Он все еще продолжал черпать из меня информацию и, отключившись от реальности, на время забыл даже о моем существовании. Но только я начал формировать мыслеобразы, обращенные к нему, как в моей голове возник теперь уже узнаваемый голос?! Этот знакомый голос мне советовал:

Не бойся, подойти к этому дереву ближе. Обе ладони возложи на его ствол и прошепчи следующие слова: «Люди и дубы едины! Позволь мне воспользоваться твоим лабиринтом»!

Дубу так и не пришлось во второй раз мне объяснять, что же именно я должен дальше делать. Как только этому дубу я нашептал пароль, то в один миг все вокруг меня потемнело. Следующее, что я осознал, так это самого себя, стоявшего в каком-то подземелье. Сначала там была сплошная темнота, но через мгновение вокруг меня начали подсвечивать какие-то гнилушки. Мрак в лабиринте частично рассеялся. Он настолько рассеялся, чтобы я с трудом, но все же мог ориентироваться в этом подземелье. По крайней мере, я видел другие ходы, которые приходили в это помещение, или уходили из него! К тому же я чувствовал, что в этом подземелье мне никто и ничто не угрожает. Я передохнул несколько раз, пытаясь, свои глаза подстроить под эту мглу!

Не стоит тебе торопиться с этим делом, Ник! - Тут же в моей голове послышался голос Дуба. - Со временем, когда ты станешь одним из нас, то в любом подземелье ты начнешь ориентировать также безошибочно, как и мы сами! Сегодня же я буду повсюду тебя сопровождать и направлять. Так что не бойся, когда вдруг почувствуешь, что твое тело, независимо от твоего сознания, желает согнуться в три погибели, чтобы пролезть в очередной лабиринт. Просто следуй тому, что требует твое тело, сгибайся и немедленно переходи в очередной лаз! А теперь, ты готов, тронуться в путь, Ник?

Да, уважаемый Дуб, я готов хоть сейчас отправляться в дорогу по лабиринтам подземелий великого Северного леса!

Ну, что ж, тогда давай, трогайся!

В этот момент какая-то сила повлекла меня за собой в один из проходов! Ноги шагали, но явственно ощущал, что это был не я, кто определял направление моего движения! Я довольно-таки быстро передвигался по лабиринту, правда, в некоторых местах я почему-то замедлял свой шаг или склонялся к полу, но опять-таки своими глазами я не видел того, почему был должен этого сделать! Пару раз мне пришлось нагибаться в поясе, словно я пробирался через какой-то узкий лаз!

Все это время Дуб тихонечко мне нашептывал:

Ник, разреши этой ночью мне поспать вместе с тобой в вашем партизанской штабе? Информация, хранящаяся в твоей голове настолько интересна и захватывающая, что я не могу от нее оторваться, а ее еще так много осталось на полках твоей памяти. За ночь всю и не перезапишешь!

В принципе, я не возражаю! Но как ты исполнение этой работы сам себе представляешь? Как мы сможем на практике организовать перекачку информации?! Я полагаю, что все это время ты будешь оставаться таким же, как и сейчас, бесплотным духом? Если мои товарищи тебя не увидят, то у них и не возникнет вопросов по отношению нашей мужской любви?!

Я так и не услышал ответа на этот вопрос, хотел идти дальше. Но в этот момент мой организм, словно загипнотизировали, я не мог и шага дальше сделать! Сейчас я не мог и пальцем шевельнуть, но в то же самое время превосходно себя чувствовал!

Подожди, не спеши, Ник! Мы уже прибыли на место! Сейчас мы только что прошли стену и находимся под главными воротами стройки! Если мы продолжим идти дальше, то можем натолкнуться на отдельные помещения наших лабиринтов, залитые бетоном. - Послышался голос Дуба в моей голове, мне даже показалось, что в его голосе прозвучала какая-то доля неуверенности.

Ты прав, Ник, я честно тебе признаюсь в том, что наша раса совершенно неожиданно оказалась в чрезвычайно трудном положении. Перед нами совершенно внезапно появился враг, которого мы не знаем. Мы также не знаем, как с ним можно было бы бороться, как нам выходить из сложившегося положения. На огороженном участке леса каждый день выворачивается небо, в наши хранимые веками нетронутыми лабиринты заливаются громадными объемами жидкого цементного раствора. Застывший бетон уничтожает все живое, на этом огороженном участке погибли практически все особи нашего семейства, только пару их десятков нам удалось срочно эвакуировать. В твоем сознании я только что познакомился с информацией о том, что люди встали на путь борьбы с этими вьедами, так что теперь ты, Ник, понимаешь, что мы готовы тебе помочь в решение твоих проблем всеми нашими силами. Но в свою очередь ты нам должен помочь в борьбе с этой разрушительной силой, которая сейчас находится над нашими головами, а мы в свою очередь поможем тебе!

Спасибо, Дуб за такое предложение! Разумеется, я его принимаю. Позже у нас будет время, когда я тебя познакомлю со своими друзьями…

Это те люди, которые сейчас пытаются что-то разыскать в наших лабиринтах?

Да, возможно, мы имеем в виду одних и тех же людей!

Тогда они ничего не смогут разыскать!

Почему, Дуб?

Мы позволяем им вести поиски в тех лабиринтах, где никого нет, и не могло быть!

Означает ли это, что слейтерский воевода Никифор погиб, а войско его не сохранилось?

Я не понимаю, Ник, что конкретно под этими словами ты имеешь в виду. Со слейтерами мы обычно вообще не контактируем. Те же люди были очень похожи на слейтеров, но они имеет вооружение, поэтому мы их перевели в самые отдаленные лабиринты, где предоставили им возможность самим выживать!

Дуб, ты не мог бы сделать так, чтобы мои люди встретились бы с этими людьми и переговорили бы между собой!

Разумеется, могу! В этом нет каких-либо особых проблем!

Тогда, я очень прошу тебя сделать так, чтобы мои люди встретились бы и переговорили бы с теми военными слейтерами! Займись этим делом, а я же сейчас попытаюсь все выяснить, что же именно вьеды строят над нашими головами? Чем это строительство может угрожать человечеству, слейтерам и твоей расе, Дуб?! Для этого моя душа покинет мою плоть, мой дух начнет самостоятельное путешествие над этой стройкой с целью сбора разведывательной информации. Так что я прошу тебя не трогать моего тела, пока моя душа будет путешествовать вне него.

Правильно ли я тебя понял, Ник? Ты единственный из людей, который может наблюдать мир своих духом?

Не могу сказать, что я единственный человек, который это может делать! Знаю лишь то, что мои товарищи по команде, люди и коттоси, пока этого не научились делать!

Только ты и я можем путешествовать по миру нашими бесплотными душами! Видимо, эта уникальная способность и позволила нам быстро разобраться друг в друге с тем, чтобы крепко подружиться. Этой дружбой мы, Ник, должны дорожить! Разумеется, Ник, я могу присмотреть за твоим телом, но мне хотелось бы вместе с тобой отправиться наверх, посмотреть, что же за строительство там ведут инопланетяне. Тем более, что до твоего тела ни одно живое или разумное существо не сможет добраться, если я этого не захочу!

Спасибо, Дуб! В принципе, и я не имею каких-либо возражений в отношении нашего совместного путешествия наверх. Но не мог бы ты мне объяснить, что мне нужно сделать для того, чтобы не потерять тебя, ведь ты мне и сейчас невидим!

Ты постоянно будешь ощущать мое присутствие, иногда даже будешь видеть мою тень! Когда такое ощущение вдруг внезапно пропадет, тогда просто мысленно позови меня и я тебя, Ник, снова найду!

Общение как обмен информацией

Существует очень много способов передачи информации партнеру по общению. К ним относятся речи, паузы в речи, качество голоса, тональность, жесты, мимика, пантомимика, смех, контакт глаз в визуальном общении и пр.. их делят на две группы - вербальные (словесные) и невербальные .

Одним из основных средств человеческого общения является язык - система словесных знаков , которые используются как форма существования, способ усвоения и передачи общественно-исторического опыта человечества.

Владея языком, люди обмениваются мнениями, понимают друг друга и взаимодействуют. ее понимает как коммуникатор (тот, кто сообщает информацию, кодируя ее в словах), да / реципиент (тот, кто принимает сообщение и декодирует его). Если коммуникатор и реципиент используют различные системы кодирования, они не могут добиться взаимопонимания и наладить совместную деятельность. Типичным примером такой неспособности является библейская легенда о Вавилонской башне, которую удалось построить из-за «смешения языков».

Как средство накопления и передачи общественного опыта язык возник в процессе работы еще в период становления человека. Для передачи информации сначала употребляли членораздельные звуки, по которым закреплялось определенное значение. Сейчас благодаря языку люди имеют возможность обмениваться самыми мыслями и осваивать сложный опыт.
Процесс практического использования языка для общения называется вещанием. Речь - вербальная коммуникация, средством которой есть слова.
По уровню экстериоризации речи бывает внешнее и внутреннее.
Внешнее вещание охватывает все разновидности устной и письменной речи.
Устным называют звуковое вещание, которое воспринимается другими людьми с помощью слуха. Его разновидностями являются диалог и монолог.

Диалог - простейший вид устной речи. Он разворачивается как разговор между двумя или несколькими лицами. Каждая произнесенная фраза является ответом на реплику собеседника. Особенности этого речи зависят от уровня взаимоотношений и взаимопонимания между партнерами. Диалог является сокращенным речью. В нем широко используются неязыковые средства, поскольку предмет разговора известный собеседникам. Значительное влияние на его содержание имеют особенности ситуации (контекст).
Монолог - речь одного человека в форме рассказа, доклады, лекции. Монологическая речь требует тщательного подбора слов, четкого построения предложений, строгой логики и композиционной завершенности.

Письменная речь - процесс общения с отсутствующим собеседником с помощью письменных текстов. Оно сформировалось значительно позднее устное, вследствие потребности в общении людей, находящихся на расстоянии и разнесены во времени. Внутренняя речь является видоизменением внешнего. Внутренняя речь является средством внутренней подготовки к деятельности, механизмом речевого мышления. Поскольку человеку известен предмет его мнению, внутренняя речь очень сокращено, в нем редко используют существительные.

Содержательный аспект общения реализуется с помощью определенных средств - знаковых систем. Основным средством общения в человеческом обществе язык. Поскольку любое сообщение не оставляет человека равнодушным, то в общение всегда включены эмоции. Эмоциональное отношение, сопровождающей речевые высказывания, образует особый, невербальный аспект обмена информацией - невербальную коммуникацию.

К невербальным средствам коммуникации относятся внешность человека, мимика, жесты, пространственное размещение собеседников, смех, слезы, обмен мнениями, кожно-мышечный контакт, обмен предметами, фотографиями, рисунками и др.. Эти знаковые системы дополняют, а иногда и заменяют слова.

Невербальные средства широко используются для направления и усиления речевого высказывания. Большое значение в общении имеет внешность человека, которую образуют физиогномических маска, одежда, манеры. Мимика - динамическое выражение лица в определенный момент общения.

Жест - социально сформирован движение, передает определенное психическое состояние. Он появился раньше, чем вербальные средства. Уже маленький ребенок с помощью жестов выражает свои потребности, желания и отношения.

На результат общения влияет межличностное пространство, есть дистанция между партнерами, их расположение. Оказалось, что чем теснее отношения между людьми, тем на меньшей расстоянии друг от друга они располагаются в процессе общения. Дистанция общения зависит от национальности, социального статуса, возраста партнеров и т.д.. Очень близка, как и слишком удалена, дистанции отрицательно сказываются на общении. Правильно выбранная дистанция создает благоприятные условия для общения.
За совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами и т.д.. Передача любой информации возможно только с помощью знаковой системы.

Различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (используются различные неречевые знаковые системы).

Вербальная коммуникация . Благодаря языку информация передается, но участники особым образом действуют друг на друга. При этом могут существовать два разных задания в ориентации партнера по общению: личностно-речевая ориентация и социально-языковая.

К невербальной коммуникации относятся :
оптико-кинетическая система знаков (мимика, пантомима),
паралингвистические (система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность и т. д.) и экстралингвистическая (покашливание, плач, смех и т. д.) системы знаков.

Пространство и время также выступают особой знаковой системой (их изучает психология - проксемика), а контакт глаз является системой знаков, имеющих значение в визуальном общении.

Информация, исходящая от коммуникатора (индивида, направляет информацию) может быть следующих двух видов: побудительная (приказы, просьбы, советы, т.е. направленная на стимулирование действия) и констатирующая (выступает в форме сообщения), при этом стимуляция выступает либо как активация, есть побуждает к действию, или как интердекация, т.е. запрет действия, или как дестабилизация форм деятельности.

В условиях человеческой коммуникации могут возникать специфические коммуникативные барьеры, имеющие социальный или психологический характер. Например, распространение информации в обществе происходит как «фильтр доверия» или «недоверия». Этот фильтр действует так, что достоверная информация может быть принятым и наоборот.
Существуют средства, которые ослабляют действие фильтров. Совокупность таких средств называется фасцинациею. Они выполняют роль полупроводника информации, создают благоприятный "фон" (напр., музыкальное сопровождение речи).