Open
Close

Современные проблемы науки и образования. Информационно-коммуникационные технологии в образовании Современные информационные и коммуникационные технологии в обучении

Информационные технологии (ИТ, также -- информационно-коммуникационные технологии) -- процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (ФЗ № 149-ФЗ); приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных (ГОСТ 34.003-90); ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации (ISO/IEC 38500:2008).

Специалистов в области информационных систем и технологий часто называют ИТ- или IT-специалистами.

В широком понимании ИТ охватывают все области создания, передачи, хранения и восприятия информации и не только компьютерные технологии. При этом ИТ часто ассоциируют именно с компьютерными технологиями, и это не случайно: появление компьютеров вывело ИТ на новый уровень, как когда-то телевидение, а ещё ранее печатное дело.

Отрасль информационных технологий занимается созданием, развитием и эксплуатацией информационных систем. Информационные технологии призваны, основываясь и рационально используя современные достижения в области компьютерной техники и иных высоких технологий, новейших средств коммуникации, программного обеспечения и практического опыта, решать задачи по эффективной организации информационного процесса для снижения затрат времени, труда, энергии и материальных ресурсов во всех сферах человеческой жизни и современного общества. Информационные технологии взаимодействуют и часто составляющей частью входят в сферы услуг, области управления, промышленного производства, социальных процессов.

История информационных технологий

Начало развития -- с 1960-х годов, вместе с появлением и развитием первых информационных систем (ИС).

Инвестиции в инфраструктуру и сервисы, Интернет вызвали бурный рост отрасли ИТ в конце 1990-х годов.

  • · Структурированность стандартов цифрового обмена данными алгоритмов;
  • · Широкое использование компьютерного сохранения и предоставление информации в необходимом виде;
  • · Передача информации посредством цифровых технологий на практически безграничные расстояния.

Информационные технологии охватывают все ресурсы, необходимые для управления информацией, особенно компьютеры, программное обеспечение и сети, необходимые для создания, хранения, управления, передачи и поиска информации. Информационные технологии могут быть сгруппированы следующим образом:

  • · Сети
  • · Терминалы
  • · Услуги

В настоящее время существуют различные сети передачи данных -- совокупности оконечных устройств (терминалов) связи, объединённых каналами передачи данных и коммутирующими устройствами (узлами сети), обеспечивающими обмен сообщениями между всеми оконечными устройствами.

Существуют следующие виды сетей передачи данных:

  • · Телефонные сети -- сети, в которых оконечными устройствами являются простые преобразователи сигнала между электрическим и видимым/слышимым.
  • · Компьютерные сети -- сети, оконечными устройствами которых являются компьютеры.

Телефонные

Основной до 2003-2004 г, в настоящее время устаревший метод для подключения к Интернету - использовать модем, подключенный к телефонной сети. Хотя он имеет все необходимые функции, широкополосный доступ более предпочтителен для многих пользователей Интернета. Почти во всех странах Европейского Союза степень доступности для домохозяйств телефонной линии очень высока, за исключением Австрии, Финляндии и Португалии. Тем не менее в Испании доступ к основным телефонным сетям (узкополосным) практически исчез. В 2003 году половина всех Интернет-соединений была телефонной. В настоящее время 97% Интернет-соединений производится через системы широкополосного доступа. Почти 95% соединений осуществляется со скоростью больше или равной 1 Мбит.

Широкополосные

Термин широкополосные включает в себя широкий диапазон технологий, которые обеспечивают более высокие скорости передачи данных, доступ к сети Интернет. Эти технологии используют провода или волоконно-оптические кабели.

Multilink dial-up

Обеспечивают повышенную пропускную способность путем соединения двух или более подключений удаленного доступа вместе и рассматривая их как один канал данных. Требуется два или больше модемов, телефонные линии, и номера счетов, а также провайдер, который поддерживает данную технологию. Этот вариант был на короткое время популярным до ISDN, DSL и других более современных технологий. Некоторые производители создали специальные модемы для поддержки данного метода .

ISDN -- (англ. Integrated Services Digital Network) цифровая сеть с интеграцией служб. Позволяет совместить услуги телефонной связи и обмена данными. Название было предложено группой XI CCITT в 1981 году. Основное назначение ISDN -- передача данных со скоростью до 64 кбит/с по абонентской проводной линии и обеспечение интегрированных телекоммуникационных услуг (телефон, факс, и пр.). Использование для этой цели телефонных проводов имеет два преимущества: они уже существуют и могут использоваться для подачи питания на терминальное оборудование. Для объединения в сети ISDN различных видов трафика используется технология TDM (англ. Time Division Multiplexing , мультиплексирование по времени ). Для каждого типа данных выделяется отдельная полоса, называющаяся элементарным каналом (или стандартным каналом ). Для этой полосы гарантируется фиксированная, согласованная доля полосы пропускания. Выделение полосы происходит после подачи сигнала CALL по отдельному каналу, называющемуся каналом внеканальной сигнализации .

xDSL -- (англ. digital subscriber line, цифровая абонентская линия) семейство технологий, позволяющих значительно повысить пропускную способность абонентской линии телефонной сети общего пользования путём использования эффективных линейных кодов и адаптивных методов коррекции искажений линии на основе современных достижений микроэлектроники и методов цифровой обработки сигнала. Технологии хDSL появились в середине 90-х годов как альтернатива цифровому абонентскому окончанию ISDN. К основным типам xDSL относятся ADSL, HDSL, IDSL, MSDSL, PDSL, RADSL, SDSL, SHDSL, UADSL,VDSL. Все эти технологии обеспечивают высокоскоростной цифровой доступ по абонентской телефонной линии. Некоторые технологии xDSL являются оригинальными разработками, другие представляют собой просто теоретические модели, в то время как третьи уже стали широко используемыми стандартами. Основным различием данных технологий являются методы модуляции, используемые для кодирования данных.

Связь по ЛЭП

Связь по ЛЭП - термин, описывающий несколько разных систем для использования линий электропередачи (ЛЭП) для передачи голосовой информации или данных. Сеть может передавать голос и данные, накладывая аналоговый сигнал поверх стандартного переменного тока частотой 50 Гц или 60 Гц. PLC включает BPL (англ. Broadband over Power Lines -- широкополосная передача через линии электропередачи), обеспечивающий передачу данных со скоростью до 200 Мбит/с, и NPL (англ. Narrowband over Power Lines -- узкополосная передача через линии электропередачи) со значительно меньшими скоростями передачи данных до 1 Мбит/с.

ATM - (асинхронный способ передачи данных) -- сетевая высокопроизводительная технология коммутации и мультиплексирования, основанная на передаче данных в виде ячеек (cell) фиксированного размера (53 байта ), из которых 5 байт используется под заголовок. В отличие от синхронного способа передачи данных (STM -- англ. Synchronous Transfer Mode ), ATM лучше приспособлен для предоставления услуг передачи данных с сильно различающимся или изменяющимся битрейтом.

Сотовая связь

Один из видов мобильной радиосвязи, в основе которого лежит сотовая сеть. Ключевая особенность заключается в том, что общая зона покрытия делится на ячейки (соты), определяющиеся зонами покрытия отдельных базовых станций (БС). Соты частично перекрываются и вместе образуют сеть. На идеальной (ровной и без застройки) поверхности зона покрытия одной БС представляет собой круг, поэтому составленная из них сеть имеет вид шестиугольных ячеек (сот). Сеть составляют разнесённые в пространстве приёмопередатчики, работающие в одном и том же частотном диапазоне, и коммутирующее оборудование, позволяющее определять текущее местоположение подвижных абонентов и обеспечивать непрерывность связи при перемещении абонента из зоны действия одного приёмопередатчика в зону действия другого.

Электросвязь

Разновидность связи, способ передачи информации с помощью электромагнитных сигналов, например, по проводам, волоконно-оптическому кабелю или по радио. В настоящее время, передача информации на дальние расстояния осуществляется с использованием таких электрических устройств, как телеграф,телефон, телетайп, с использованием радио и СВЧ-связи, а также ВОЛС, спутниковой связи и глобальной информационно-коммуникационной сети Интернет. Принцип электросвязи основан на преобразовании сигналов сообщения (звук, текст, оптическая информация) в первичные электрические сигналы. В свою очередь, первичные электрические сигналы при помощи передатчика преобразуются во вторичные электрические сигналы, характеристики которых хорошо согласуются с характеристиками линии связи. Далее посредством линии связи вторичные сигналы поступают на вход приёмника. В приемном устройстве вторичные сигналы обратно преобразуются в сигналы сообщения в виде звука, оптической или текстовой информации.

Терминалы

Терминалы выступают в качестве точек доступа пользователей к информационному пространству.

Персональный компьютер

Компьютер - (англ. computer, МФА: -- «вычислитель»), электронное устройство, предназначенное для эксплуатации одним пользователем, то есть для личного использования. К персональным компьютерам (далее - ПК) условно можно отнести также и любой другой компьютер, используемый конкретным человеком в качестве своего личного компьютера. Подавляющее большинство людей используют в качестве ПК настольные и различные переносные компьютеры (лэптопы, планшетные компьютеры). Хотя изначально компьютер был создан как вычислительная машина, в качестве ПК он обычно используется в других целях -- как средство доступа в информационные сети и как платформа для компьютерных игр, а также для работы с графическими интерфейсами.

Сотовый телефон

Мобильный телефон, предназначенный для работы в сетях сотовой связи; использует радиоприёмопередатчик и традиционную телефонную коммутацию для осуществления телефонной связи на территории зоны покрытия сотовой сети. В настоящее время сотовая связь -- самая распространённая из всех видов мобильной связи, поэтому обычно мобильным телефоном называют именно сотовый телефон, хотя мобильными телефонами, помимо сотовых, являются также спутниковые телефоны, радиотелефоны и аппараты магистральной связи.

Телевизор

Современное электронное устройство для приёма и отображения изображения и звука, передаваемых по беспроводным каналам или по кабелю (в том числе телевизионных программ или сигналов от устройств воспроизведения видеосигнала -- например, видеомагнитофонов).

Игровая приставка

Специализированное электронное устройство, разработанное и созданное для видеоигр. Наиболее часто используемым устройством вывода является телевизор или, реже, компьютерный монитор -- поэтому такие устройства и называют приставками, так как они приставляются к независимому устройству отображения. Портативные (карманные) игровые системы имеют собственное встроенное устройство отображения (ни к чему не приставляются), поэтому называть их игровыми приставками несколько некорректно. Изначально игровые приставки отличались от персональных компьютеров по ряду важных признаков -- они предполагали использование телевизора в качестве основного отображающего устройства и не поддерживали большинство из стандартных периферийных устройств, созданных для персональных компьютеров -- таких как клавиатура или модем. До недавнего времени почти все продаваемые приставки предназначались для запуска собственнических игр, распространяемых на условиях отсутствия поддержки других приставок. Однако, по мере развития игровых приставок, разница между ними и персональными компьютерами стала постепенно размываться -- некоторые приставки могут позволить подключение клавиатуры, жёсткого диска и даже запуск на них операционной системы Linux. Схемы и программное обеспечение некоторых приставок могут распространяться, в виде исключения, под свободными лицензиями. Рынок игровых приставок развился из сравнительно простых электронных телевизионных игровых систем, таких как Pong, превратившись в наши дни в мощные многофункциональные игровые системы.

Услуги

Электронная почта

Технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (называемых «письма» или «электронные письма») по распределённой (в том числе глобальной) компьютерной сети. Электронная почта по составу элементов и принципу работы практически повторяет систему обычной (бумажной) почты, заимствуя как термины (почта, письмо, конверт, вложение, ящик, доставка и другие), так и характерные особенности -- простоту использования, задержки передачи сообщений, достаточную надёжность и в то же время отсутствие гарантии доставки. Достоинствами электронной почты являются: легко воспринимаемые и запоминаемые человеком адреса вида имя_пользователя@имя_домена (например, Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script); возможность передачи как простого текста, так и форматированного, а также произвольных файлов; независимость серверов (в общем случае они обращаются друг к другу непосредственно); достаточно высокая надёжность доставки сообщения; простота использования человеком и программами. Недостатки электронной почты: наличие такого явления, как спам (массовые рекламные и вирусные рассылки); теоретическая невозможность гарантированной доставки конкретного письма; возможные задержки доставки сообщения (до нескольких суток); ограничения на размер одного сообщения и на общий размер сообщений в почтовом ящике (персональные для пользователей).

Поисковая система

Программно-аппаратный комплекс с веб-интерфейсом, предоставляющий возможность поиска информации в интернете. Под поисковой системой обычно подразумевается сайт, на котором размещён интерфейс (фронт-энд) системы. Программной частью поисковой системы является поисковая машина(поисковый движок) -- комплекс программ, обеспечивающий функциональность поисковой системы и обычно являющийся коммерческой тайной компании-разработчика поисковой системы. Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины, но существуют также системы, способные искать файлы на FTP-серверах, товары в интернет-магазинах, а также информацию в группах новостей Usenet. Улучшение поиска -- это одна из приоритетных задач современного интернета (см. про основные проблемы в работе поисковых систем в статье Глубокая паутина). По данным компании Net Applications, в ноябре 2011 года использование поисковых систем распределялось следующим образом:

  • · Google -- 83,87 %;
  • · Yahoo! -- 6,20 %;
  • · Baidu -- 4,22 %;
  • · Bing -- 3,69 %;
  • · Yandex -- 1,7 %;
  • · Ask -- 0,57 %;
  • · AOL -- 0,36 %.

Татьяна Якшимбетова
Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе ДОУ

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий , ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

Информатизация дошкольного образования – это комплексный , многоплановый, ресурсоемкий процесс , в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ.

Это и создание единого информационного образовательного пространства ДОУ ; и использование информационных технологий в воспитательно- образовательном процессе ; и разработка интегрированных занятий; и проектная деятельность; и активное использование сети Интернет в образовании .

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса .

Применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников .

Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники . Это, прежде всего :

Преобразование предметно-развивающей среды

Расширение возможности познания окружающего мира

Использование новой наглядности

Использование ИКТ в ДОУ

как средство сопровождения ООП

как средство интерактивного обучения

Разработка системы с включением ИКТ

как средство взаимодействия с социумом

как средство взаимодействием с семьями воспитанников

Направления деятельности

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа по самообразованию

Значение использования ИКТ

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных , соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

С тех самых пор, как впервые ребенок сел к монитору компьютера, ведутся споры о пользе и вреде раннего обучения детей играм по определенным правилам и азам компьютерной грамотности.

Аргументы «за»

обеспечивают личностно-ориентированный подход

способствует интеллектуальному росту ребенка;

рано развивается так называемая «знаковая функция сознания» ;

улучшаются произвольная память и внимание;

формируется познавательная мотивация;

моторная координация и координация совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов.

умение самостоятельно приобретать новые знания

развития произвольной моторики пальцев рук

Аргументы «против»

воздействие электромагнитного излучения монитора;

сидячее положение в течение длительного времени;

и как следствие этого –появление утомления,

нервно-эмоциональное напряжение

Области применения ИКТ для развития дошкольников :

1. Использование глобальной сети Интернет

Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета. Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг . Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции становятся составной частью современного образования . В Интернете можно найти информацию по проблемам раннего обучения и развития, о новаторских школах и детских садах, зарубежных институтах раннего развития, наладить контакты с ведущими специалистами в области образования . Поэтому в последние годы наблюдается массовое внедрение Интернет не только в школьное, но и дошкольное образование . Увеличивается число информационных ресурсов по всем направлениям обучения и развития детей.

Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно емким , зрелищным, комфортным. Информационно -методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, например, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к НОД

2. Использование компьютера для ведения документации

Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателям и “продвинутым” родителям по составлению всевозможных планов мероприятий с помощью программ-организаторов, вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребенка. Это можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы.

3. Использование развивающих компьютерных программ

Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.

Преимущества использования компьютера :

предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

несет в себе образный тип информации , понятный дошкольникам;

движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни

проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

4. Использование мультимедийных презентаций

Наиболее эффективной формой организации работы с компьютером в детском саду – проведение медиазанятий с применением мультимедийных презентаций.

Мультимедийные презентации, которые построены с учетом возрастных особенностей дошкольников, с включением в них занимательных вопросов, игр, красочных анимированных слайдов, являются прекрасными помощниками при проведении НОД. Они дают возможность оптимизировать педагогический процесс , индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.

Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение , т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов . Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства :

осуществление полисенсорного восприятия материала;– возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации , получаемого детьми из учебной литературы;

возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;

активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;– компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

В каждую презентацию могут входить не только слайды с картинками и текстом, а также клипы, записи речи педагога, проводящего НОД, мультфильмы и т. д.

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное. За счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности.

Овладевая навыками создания презентаций, педагог постепенно входит в мир современных технологий . Так же предоставляется возможность полностью выстроить ход непосредственно-образовательной деятельности на слайде, что позволяет сэкономить время, облегчает использование материала для развития словесно-логического мышления, как кроссворды или ребусы.

Современное общество – информационное общество , развивающееся на основе использования новых информационных технологий

Таким образом , информатизация образования открывает воспитателям новые пути и средства педагогической работы.

В заключение, хотелось бы сказать, что использование компьютерных технологий в деятельности педагога ДОУ позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольном образовании , совершенствовать все звенья управления в сфере образования , расширяя возможности доступа к информационным ресурсам , помогает развивать навыки работы на компьютере и повышать творческую фантазию и воображение .

1

В статье рассматриваются теоретико-практические основы внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Проведен анализ теоретико-методологических подходов к внедрению информационно-коммуникационных технологий, на основании которого были решены экспертные и конструктивные задачи. В экспертной задаче описаны исходные предпосылки использования новых информационно-коммуникационных технологий. Решая конструкционную задачу, была предложена описательная модель. В описательной модели представлен процесс обучения с использованием технических средств, созданных на основе информационно-коммуникационных технологий, рассмотрены принципы ее функционирования, тенденции развития мирового образовательного процесса, типы программ, используемых в образовательном процессе. Сформулированы задачи, вытекающие из требований информационного обучения. Описана модель применения современных технических средств обучения, в которой установлены прямая (преподаватель-студент) и обратная (студент-преподаватель) связи. Показаны достоинства и недостатки внедрения информационно-коммуникационных технологий.

дистанционный процесс обучения

средства обучения

информационно-коммуникационные технологии

1. Зенкина С.В. Педагогические основы ориентации информационно-коммуникационной среды на новые образовательные результаты: автореф. дис. … докт. пед. наук: 13.00.02 – Москва. – 2007. - 48 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа http://oldvak.ed.gov.ru/common/img/uploaded/files/vak/announcements/pedagogicheskie/Zenkina.doc (дата обращения: 15.04.13).

2. Пархоменко Е.И. Применение современных информационных технологий в обучении студентов техническим дисциплинам: канд. пед. наук // Проблемы и перспективы развития образования (II) : материалы Междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – 190 с.

3. Приходько В. Подготовка преподавателей технических дисциплин в соответствии с международными требованиями / В. Приходько, А. Соловьев // Высшее образование в России. – 2008. - № 10. – С. 43–49.

5. Холодкова И.В. Дидактические условия интеграции очной и дистанционной форм обучения: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / ГОУ ВПО Моск. гос. обл. ун-т. – М., 2009. – 169 с.

Сегодня процессы перемен в системе образова-ния связаны с внедрением новых образова-тельных технологий. Наряду с традиционной системой образования успешно развивается и новая форма обучения - дистанционная. Дистанционная форма обучения, сохраняя образовательные технологии, методы, формы и средства традиционного обучения, широко использует образовательные массивы сети Интернет, информационные и коммуникационные технологии.

Оснащение образовательной системы информационно-коммуникационными технологиями - одна из задач модернизации системы российского образования. Система образования встраивается в сетевой мир, приближается к растущим нуждам экономического развития страны. Процессы создания единого экономического пространства европейских стран усилили процессы глобализации и модернизации системы образования в России; тому свидетельство - Болонский процесс, развитие которого обрело определенную силу и в российском образовательном пространстве.

Вариативность содержания, организационных форм, методов обучения в зависимости от познавательных потребностей, интересов и способностей учащихся важна на всех этапах образования. Поэтому для достижения качества образования необходимо внедрение новых форм обучения в основной, средней и высшей школах. В этой связи особую актуальность приобретает дистанционное обучение и его технологии.

Информационно-коммуникационные технологии - это технологии, предназначенные для совместной реализации информационных и коммуникационных процессов.

Информационные технологии - это совокупность процессов и методов поиска, сбора, хранения, обработки, представления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

Коммуникационные технологии - это процессы и методы передачи информации и способы их осуществления.

Применение современных информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать оптимальное взаимодействие между студентом и преподавателем с целью достижения результата обучения и предполагает одновременное использование:

  • средств наглядности проблемного содержания,
  • средств программированного обучения и контроля.

Средства наглядности проблемного содержания - это установление прямой обучающей связи преподаватель-студент (рис. 1). Средства программированного обучения и контроля - установление обратной контрольной связи студент-преподаватель (рис. 2).

Рис. 1. Средства наглядности проблемного содержания.

Рис. 2. Средства программированного обучения и контроля

При внедрении информационно-коммуникационных технологий возникают следующие проблемы:

    Организация учебного процесса с применением компьютера;

    С помощью каких средств и каким образом осуществлять контроль знаний, оценивать уровень закрепления навыков и умений;

    Какие информационные и коммуникационные технологии применять для реализации поставленных педагогических и дидактических задач.

Для преобразования учебного курса на информационно-коммуникационную технологию в среде дистанционного обучения преподаватель должен иметь представление о предметной области, уметь систематизировать знания, грамотно использовать методики преподавания, быть хорошо информированным о возможностях информационно-коммуникационных технологий, знать компьютерные средства, с помощью которых может быть достигнут тот или иной дидактический прием. Кроме того, преподаватель должен иметь представление о тех технических и программных средствах, которые он будет использовать для создания учебно-методического комплекса (УМК), и с помощью каких технических и программных средств будет осуществлять сопровождение учебного процесса в целом.

Применение современных информационно-коммуникационных технологий отвечает наиболее важным тенденциям развития мирового образовательного процесса. Для удовлетворения образовательных потребностей от преподавателя требуются не только знания и умения применять современные педагогические технологии, но и владение прогрессивными методами и средствами современной науки. Поэтому для повышения эффективности процесса обучения необходимо овладевать современными информационно-коммуникационными технологиями не только студентам, но и преподавателям.

Преподаватель осуществляет учебный процесс с помощью материалов, которые принято называть средствами обучения. К средствам обучения относятся технические, коммуникационные, информационные средства обучения, дидактический материал и др. В связи с повсеместным внедрением широкополосного Интернета средства обучения существенно изменились. Современный процесс обучения немыслим без таких технических средств, как: учебные электронные издания; компьютерные обучающие системы; учебные аудио-, видеоматериалы, виртуальные лабораторные и практические работы и многое другое.

В условиях лавинообразного информационного потока, хлынувшего на человека, необходимо максимально задействовать все каналы восприятия студентов. Для этого следует уделять больше внимания зрительной составляющей теоретического и практического курса, а слуховая составляющая (голос лектора) имеет вторичное значение.

Электронные учебные пособия способствуют максимально детально и подробно представлять изучаемый материал, разбивая его на небольшие блоки, имеющие оптимальную информационную насыщенность и наглядность, а также совмещать указанное деление на небольшие блоки со структурированием. Помимо этого, электронные учебные пособия позволяют использовать возможности, недоступные обычным плакатам - это анимация отдельных элементов, использование аудио- и видеоэлементов.

При комплексном применении и использовании информационно-коммуникационных технологий в среде дистанционного образования важным аспектом является использование информационных и коммуникационных средств для разработки учебно-методических материалов и комплексов по всем темам курса. Созданные таким образом учебно-методические материалы и комплексы позволяют помочь студентам правильно понять сущность проблемы и найти пути ее решения, а не быть только средством передачи учебной информации.

Внедрение в учебный процесс электронных учебно-методических и видеоматериалов способствует к появлению новых образовательных методик и форм занятий, базирующихся на электронных средствах обработки и передачи информации. Но, несмотря на разнообразие технических средств и технологий, использующихся в учебном процессе, следует отметить, что качество обучения зависит, прежде всего, от совершенства учебного материала, формы его представления и организации учебного процесса.

Так, например, при разработке модели электронных учебных материалов необходимо учитывать:

1) учебное пособие должно задавать ритм прохождения материала и иметь специальные аудиовизуальные средства управления восприятием материала;

2) динамика предъявления текста задается преподавателем (это происходит либо заранее при разработке учебного материала, либо в процессе демонстрации);

В настоящее время в обучении используется несколько типов компьютерных программ:

    Тестовые программы;

    Обучающие программы;

    Контрольно-обучающие программы;

    Мультимедийные учебники;

    Мультимедийные энциклопедии.

Использование компьютерных программ позволяет создавать интерактивные средства обучения с высокой степенью наглядности, например использование звукового маркера для обозначения основополагающих учебных вопросов. Это способствует усилению эмоционального фона образования, расширению потенциала по индивидуализации образования, обеспечению широкой зоны контактов со студентами, предоставляет широкое поле для активной самостоятельной деятельности студентов. Практика показывает, что применение таких средств обучения способствует повышению мотивации студентов.

Мы сформулировали некоторые задачи, которые следуют из требования информатизации обучения.

1. Студент должен овладеть комплексом знаний, навыков и умений, выработать такие личностные качества, которые обеспечат успешное выполнение профессиональных задач и комфортное функционирование в условиях информационного общества, в котором информация является решающим фактором эффективности труда.

2. Повышение уровня подготовки специалистов за счет совершенствования технологий обучения и широкого внедрения в учебный процесс электронных обучающих средств и технологий.

Обучение с помощью технических средств, созданных на основе информационно-коммуникационных технологий, позволяет визуализировать учебный материал, повысить интерактивность обучения, предоставить доступ к новым источникам знания и провести оперативный контроль усвоения материала студентом.

Возникает новая ситуация, когда студент сам подбирает наиболее эргономичные лично для него характеристики изучаемого материала. Он имеет возможность самостоятельно пересоздавать любой текст, полученный из базы электронных учебных видеоматериалов, иллюстрируя его, отбирая нужные аргументы, выстраивая их в определенную логику доказательности, отражающую его собственную точку зрения, образ его мысли.

Сегодня современное образование уже невозможно представить без таких информационных технологий, как электронные курсы, электронные библиотеки, новейшие средства обучения и технологии передачи знаний.

Наш эмпирический опыт показывает, что разнообразие образовательной среды способствует повышению эффективности процесса обучения с учетом индивидуальных возможностей каждого студента, его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в процессе жизни и обучения. Выделив две основные идеи: необходимость разнообразия среды обучения; требование индивидуализировать обучение, адаптировать его к познавательным потребностям и интересам учащихся, - становится понятно, что и первая, и вторая идеи могут эффективно решаться с помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Следует помнить, что внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование имеет свои недостатки (таблица 1), решение которых требует особого подхода, позволяющего минимизировать психологические и физиологические факторы.

Несмотря на недостатки, описанные в таблице, хочется все же отметить что, компьютерные средства обучения создают среду, мотивирующую студентов более интенсивно анализировать изучаемый предмет, выдвигать при этом свои идеи и предлагать свое видение рассматриваемых проблем. Кроме того, компьютерные средства обучения являются инструментами, помогающими студентам не только формировать собственные представления, но и преобразовывать их. Образовательные среды на базе компьютерных средств обучения инициируют деятельность, в которой студенты сами конструируют свои знания, а не воспринимают мир таким, каким его интерпретируют для них учебник и учитель.

Для развития этих направлений используются современные информационные технологии, с помощью которых создаются информационно-образовательные среды, на базе которых осуществляется дистанционный процесс обучения и управления образованием в целом. Информационно-образовательная среда, созданная на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе на основе обучающих систем, обладает рядом преимуществ перед традиционными средствами:

    Возможность организовать учебный процесс на основе индивидуально ориентированного подхода;

    Можно реализовать как уровневую (базовый, профессиональный, углубленный уровни освоения образовательных программ), так и профильную дифференциацию;

Таблица 1. Достоинства и недостатки внедрения информационно-коммуникационных технологий

Достоинства

Недостатки

1. Использование компьютеров в целях интенсификации образовательного процесса

Ухудшение здоровья обучающихся (ухудшение зрения, сердечно-сосудистые заболевания, сколиоз и др.)

2. Решение проблемы занятость детей и молодежи (компьютерные игры, Интернет)

Интернет-зависимость, имеющая последствия в виде ухудшения здоровья и нарушения психики

3. Возможность коммуникаций со сверстниками и с жителями всей планеты (сайты «В контакте», «Одноклассники», «Мой мир» и др.)

Возможность оказаться в неблагополучной интернет - среде (опасные блоги, сайты знакомств и др.)

4. Неограниченные коммуникации по Интернету

Проблема социальной инфантильности в родном социуме, неадаптивность к жизни, социальная незрелость

5. Более демократичные, открытые, «чистые» формы и технологии обучения и контроля знаний (тестирование, интернет-обучение и др.)

Односторонность контроля и ограниченные возможности выявления личностных качеств и уровня знания в процессе обучения

6. Необходимость широкого внедрения технологий дистанционного обучения

Недостаточность нормативно-правовой базы дистанционного обучения.

Дистанционное обучение опирается на следующие нормативно-правовые акты, многие из которых на сегодняшний день устарели.

1. Приказ Госкомвуза РФ от 17 июня 1996 г. № 1062 «О создании центра информационно-аналитического обеспечения системы дистанционного образования».

2. Распоряжение Минобразования России от 26.08.2003 № 985-24 «О расчете предельной численности контингента обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий» (устарело).

3. Приказ Минобрнауки России от 06.05.2005 № 137 «О порядке использования дистанционных образовательных технологий» (зарегистрирован Минюстом России 02.08. 2005 № 6862).

Применение информационно-коммуникационных технологий в дистанционной среде обучения для профессиональной подготовки будущих специалистов позволяет повысить качество обучения, развить творческие способности студентов, а также научить их самостоятельно мыслить и работать с учебным материалом, что способствует их дальнейшему непрерывному совершенствованию в течение всей жизни.

Студент перестает быть пассивным слушателем и вовлекается в активную познавательную деятельность, а учитель становится координатором учебного процесса.

Таким образом, дидактические оценки этих новых и необычных средств обучения противоречивы - от восторженных утверждений о революции в образовании до унылой констатации низкой результативности и бесполезности. Можно ожидать, что видеоучебники принесут пользу там, где требуется образное, эмоциональное изложение фактического материала, однако с их помощью трудно развивать умения и навыки, поэтому их целесообразно применять в комплексе с традиционным материалом.

Рецензенты:

Помелов В.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики ФГБОУ «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров.

Александрова Н.С., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики НОУ ВПО «Вятский социально-экономический институт», г. Киров.

Библиографическая ссылка

Яменко О.П. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СРЕДЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9791 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Образовательные информационно-коммуникационные технологии

Введение

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют, как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у все большего количества педагогов.

Рассмотрим, что включает в себя понятие информационно-коммуникационной технологии, как оно образовалось, какие возможности дает использование информационно-коммуникационных технологий в образовании, основные виды информационно-коммуникационных технологий и программные средства их реализации.

1. Понятие информационно-коммуникационной технологии (ИКТ)

Прежде чем приступить к изучению информационно-коммуникационных технологий, необходимо выяснить сущность ключевого понятия. Для этого рассмотрим понятия информации, информационной технологии, коммуникационной технологии, имеющие определяющее значение в формировании понятия информационно-коммуникационной технологии.

В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. С точки зрения различных областей знания данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Рассмотрим некоторые определения информации, существующие на сегодняшний день.

Информация - сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-нибудь другим способом [кузнецова];

Информация -- это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний. [Астахова, с. 4].

В теории информации понятие информации определяется как коммуникация, связь, в процессе которой устраняется неопределенность (Шеннон).

В работах логиков(Карнап, Бар-Хиллел) и математиков (А.Н. Колмогоров) понятие информации не связывается ни с формой, ни с содержанием сообщений, передаваемых по каналам связи, и определяется как абстрактная величина, не существующая в физической реальности, также как не существует мнимое число или не имеющая линейных размеров точка. То есть эти и ряд других специалистов высказали мнение, что «информация» - абстрактное понятие, и её нет в природе.

Информация (от лат. informatio,разъяснение, изложение, осведомлённость) - сведения о чём-либо, независимо от формы их представления (Википедия).

Итак, чаще всего понятие информации определяют через сведения, знания, сообщения, сигналы, имеющие новизну, ценность для получателя.

Информациомнные техноломгии (ИТ, от англ. information technology, IT) -- широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники. В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, информационные технологии имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для создания, хранения, обработки, ограничения к передаче и получению информации.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационные технологии -- это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительная техника и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

И.Г. Захарова выделяет два основных подхода к рассмотрению понятия информационной технологии: в одних случаях подразумевают определенное научное направление, в других же - конкретный способ работы с информацией. То есть информационная технология - это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, а также способы и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте.

Следует отметить, что информационные технологии, в отличие от производственных, обладают рядом функций, отражающих их информационную сущность. Эти свойства отражаются в толковании, данном И.В. Роберт: «Информационная технология - практическая часть научной области информатики, представляющая собой совокупность средств, способов, методов автоматизированного сбора, обработки, хранения, передачи, использования, продуцирования информации для получения определенных, заведомо ожидаемых, результатов» [Роберт И.В., С. 25]. Как видно из определения, данного И.В. Роберт, она относит информационные технологии к «практической части научной области информатики».

Еще одной составляющей нашего понятия является понятие коммуникации. Под коммуникацией понимают обмен информацией между живыми организмами (общение). В информатике рассматривают телекоммуникационные технологии. Под телекоммуникацией в международной практике понимается «передача произвольной информации на расстояние с помощью технических средств (телефона, телеграфа, радио, телевидения и т.п.)» Jerry Wellington. Education For Employment. The Place of Information Technology. -- London, 1989. -- P. 19.

В образовании, говоря о телекоммуникациях, чаще имеют в виду передачу, прием, обработку и хранение информации компьютерными средствами (с помощью модема), либо по традиционным телефонным линиям, либо с помощью спутниковой связи.

Объединяя ключевые характеристики понятий информации, информационной технологии, коммуникации, можно определить понятие информационно-коммуникационной технологии (ИКТ).

Астахова Е.В. использует близкий к ИКТ по смыслу термин «инфокоммуникация». Под инфокоммуникацией она понимает информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии, предназначенные для предоставления организациям и населению информационных и коммуникационных продуктов и услуг.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) включают в себя три составные части (рис. 1).

Рис. 1 Составные части ИКТ

Клоков Е.В. использует термин «информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)». Под ИКТ он понимает «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)» [Клоков, с. 100].

С учетом рассмотренных понятий под информационно-коммуникационной технологией можно понимать комплекс средств по обеспечению информационных процессов приема, обработки и передачи информации, устойчиво приводящих к заданному результату.

2. Цели использования ИКТ в образовании

Цели использования информационно-коммуникационных технологий в образовании соответствуют потребностям общества в получении качественного и доступного образования.

Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании, согласно И.В. Захаровой, традиционно сводится к двум основным направлениям. Первое состоит в использовании возможностей этих технологий для увеличения доступности образования, что осуществляется путем включения в систему образования тех лиц, для которых иной способ может быть вообще недоступен. Речь идет о дистанционной форме обучения.

Второе направление предполагает использование информационных технологий для изменения того, чему учить и как учить, т. е. содержания и способов обучения в рамках традиционной очной формы.

В соответствии с этим можно сформулировать две основные цели использования ИКТ в образовании:

1) повышение качества образования;

2) повышение доступности образования.

Указывая на существующие противоречия в одновременном достижении качества и доступности образования средствами ИКТ, Захарова И.В. предлагает ряд принципов, позволяющих решить это противоречие.

В упрощенном, но, к сожалению, распространенном представлении утверждается, что все решает просто широкое внедрение информационных и телекоммуникационных технологий, которым приписывается воистину волшебная сила. И в этом случае обществу предлагают весьма простое решение - достаточно обеспечить учебные заведения компьютерами и средствами телекоммуникаций и образование, как по мановению волшебной палочки, станет качественнее, доступнее и дешевле. Но даже самые лучшие и передовые технологии, взятые на вооружение педагогами и обучаемыми, без адекватной реорганизации учебно-воспитательного процесса оказывают деморализующее влияние и попросту расточительны. По существу это то же самое, что привести в библиотеку малограмотного человека и ждать, пока он научится бегло читать и ориентироваться в книгах.

3. Виды образовательных информационно-коммуникационных технологий

Систематические исследования в области применения информационных технологий в образовании ведутся более сорока лет. Система образования всегда была очень открыта внедрению в учебный процесс информационных технологий, базирующихся на программных продуктах самого широкого назначения. В учебных заведениях успешно применяются различные программные комплексы - как относительно доступные (текстовые и графические редакторы, средства для работы с таблицами и подготовки компьютерных презентаций), так и сложные, подчас узкоспециализированные (системы программирования и управления базами данных, пакеты символьной математики и статистической обработки).

В то же время эти программные средства никогда не обеспечивали всех потребностей педагогов. Начиная с 60-х гг., в научных центрах и учебных заведениях США, Канады, Западной Европы, Австралии, Японии, России (ранее - СССР) и ряда других стран было разработано большое количество специализированных компьютерных систем именно для нужд образования, ориентированных на поддержку разных сторон учебно-воспитательного процесса.

Перечислим основные виды образовательных информационно-коммуникационных технологий, выделяемых за рубежом на сегодняшний день:

Данный перечень не претендует на классификацию, поскольку различные виды информационно-коммуникационных технологий пересекаются между собой. Для демонстрации этого расшифруем каждый вид.

Компьютерное программированное обучение - это технология, обеспечивающая реализацию механизма программированного обучения с помощью соответствующих компьютерных программ.

Изучение с помощью компьютера предполагает самостоятельную работу обучаемого по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера. Характер учебной деятельности здесь не регламентируется, изучение может осуществляться и при поддержке наборов инструкций, что и составляет суть метода программированного обучения, лежащего в основе технологии CAI.

Изучение на базе компьютера отличает от предыдущей технологии то, что если там возможно использование самых разнообразных технологических средств (в том числе и традиционных - учебников, аудио- и видеозаписей и т.п.), то здесь предполагается использование преимущественно программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу обучаемых.

Обучение на базе компьютера подразумевает всевозможные формы передачи знаний обучаемому (с участием педагога и без) и, по существу, пересекается с вышеназванными.

Оценивание с помощью компьютера может представлять собой и самостоятельную технологию обучения, однако на практике оно входит составным элементом в другие, поскольку к технологиям передачи знаний в качестве обязательного предъявляется и требование о наличии у них специальной системы оценки качества усвоения знаний. Такая система не может быть независимой от содержания изучаемой дисциплины и методов, использующихся педагогом в традиционном обучении или реализованных в обучающей программе.

Компьютерные коммуникации, обеспечивая и процесс передачи знаний, и обратную связь, очевидно, являются неотъемлемой составляющей всех вышеперечисленных технологий, когда речь идет об использовании локальных, региональных и других компьютерных сетей. Компьютерные коммуникации определяют возможности информационной образовательной среды отдельного учебного заведения, города, региона, страны.

Астахова Е.В. использует термин «новая информационная технология» в значении, соответствующем рассмотренному нами понятию информационно-коммуникационной технологии - информационная технология, использующая компьютеры и средства телекоммуникаций. Автором выделяются следующие виды новых информационных технологий:

1. Технология баз данных и СУБД.

2. Технология баз знаний (накопление, структурирование и хранение знаний из различных областей).

3. Технологии электронной почты и телекоммуникационного доступа к удаленной от пользователя информации или ее носителю.

4. Технология компьютеризованного офиса коллективной работы.

5. Технологии использования интегрированных пакетов прикладных программ (MathCAD, AutoCAD).

6. Гипертекстовые технологии.

7. Технологии мультимедиа и гипермедиа.

8. Технология машинной графики и визуализации (3D-Studio, Flash).

4. Программные средства образовательных информационно-коммуникационных технологий

информационный коммуникативный технология образование

Систематические исследования в области применения информационно-коммуникационных технологий в образовании ведутся более сорока лет. Система образования всегда была очень открыта внедрению в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, базирующихся на программных продуктах самого широкого назначения. В учебных заведениях успешно применяются различные программные комплексы - как относительно доступные (текстовые и графические редакторы, средства для работы с таблицами и подготовки компьютерных презентаций), так и сложные, подчас узкоспециализированные (системы программирования и управления базами данных, пакеты символьной математики и статистической обработки).

Захарова И.В. выделяет следующие категории программного обеспечения образовательных информационных технологий обучения:

* обучающие, контролирующие и тренировочные системы,

* системы для поиска информации,

* моделирующие программы,

* микромиры,

* инструментальные средства познавательного характера,

* инструментальные средства универсального характера,

* инструментальные средства для обеспечения коммуникаций. Под инструментальными средствами понимаются программы, обеспечивающие возможность создания новых электронных ресурсов: файлов различного формата, баз данных, программных модулей, отдельных программ и программных комплексов. Такие средства могут быть предметно-ориентированными, а могут и практически не зависеть от специфики конкретных задач и областей применения.

Рассмотрим подробнее те виды программного обеспечения, которые будут использоваться в первую очередь для реализации образовательных информационно-коммуникационных технологий.

1) Системы для поиска информации. Системы для поиска информации, или информационно-поисковые системы, давно используются в самых различных сферах деятельности. Но для образования это еще довольно новый вид программного обеспечения. В то же время современные требования к информационной компетентности предполагают высокий уровень знаний в области поиска, структурирования и хранения информации. Преподаватели могут использовать сами, а также предложить обучаемым различные информационно-поисковые системы: справочные правовые системы («Гарант», «Кодекс», «Консультант Плюс»), электронные каталоги библиотек, поисковые системы в Internet (Яндекс, Google, Yahoo), информационно-поисковые системы центров научно-технической информации и т. п. Наконец, электронные словари и энциклопедии, гипертекстовые и гипермедиа системы также представляют собой системы для поиска информации, одновременно выполняя функции автоматизированной обучающей системы.

2) Инструментальные средства для обеспечения коммуникаций. Новый импульс информатизации образования дает развитие информационных телекоммуникационных сетей. Глобальная сеть Internet обеспечивает доступ к гигантским объемам информации, хранящимся в различных уголках нашей планеты. Многие эксперты рассматривают технологии Internet как революционный прорыв, превосходящий по своей значимости появление персонального компьютера.

Инструментальные средства компьютерных коммуникаций включают несколько форм: электронную почту, электронную конференцсвязь, видеоконференцсвязъ, Internet. Эти средства позволяют преподавателям и обучаемым совместно использовать информацию, сотрудничать в решении общих проблем, публиковать свои идеи или комментарии, участвовать в решении задач и их обсуждении.

Электронная почта (e-mail) - это асинхронная коммуникационная среда, что означает: для получения сообщения не требуется согласовывать время и место получения с отправителем, и наоборот. Электронная почта может использоваться как для связи между двумя абонентами, так и для соединения одного - многих получателей. Эти особенности ее работы целесообразно использовать для установления обратной связи между преподавателями или обучающими программами и одним или несколькими обучаемыми независимо от их физического расположения. Электронная почта широко применяется также для координации и установления обратной связи в дистанционном и открытом обучении.

Необходимо заметить, что образовательные возможности электронной почты (e-mail) наиболее доступны из всех информационных и телекоммуникационных технологий и в то же время наиболее недооценены. Специальные почтовые программы основаны на сходных принципах, и, соответственно, для пользования электронной почтой не требуется серьезной профессиональной подготовки. Электронная почта имеет очень широкие возможности для улучшения качества образовательного процесса. Это и средство дополнительной поддержки учебно-познавательной деятельности, дающее прекрасные возможности общения обучаемых с преподавателем и друг с другом (причем - конфиденциального общения), и средство управления ходом образовательного процесса.

При возможности желательно встраивать доступ к электронной почте и в обучающие программы, с тем чтобы обучаемый имел возможность если и не получить консультацию, то хотя бы задать своему педагогу вопрос в случае возникновения затруднений или выразить свое мнение по поводу работы программы.

Использование электронной почты позволяет увеличить эффективность труда преподавателей. В работе с большим потоком обучаемых это может проявиться с большей степенью, если будет организовано обсуждение вопросов, направляемых по электронной почте, в виртуальных семинарах или специально организованных для этой цели рабочих группах. Здесь необходимо учесть то, что не всякий обучаемый добровольно включится в такой вид учебной работы и, соответственно, требуется специфическая система поощрения.

В заключение отметим, что из перечисленных типов ресурсов именно электронная почта должна стать обязательным инструментом каждого педагога. В учебном заведении ее можно обеспечить и без выхода в Internet, в рамках локальной сети. Ее простота, «безобидность» по сравнению с другими ресурсами, высочайшие возможности как по индивидуализации работы с обучаемыми, так и организации их коллективной деятельности, позволяют назвать эту технологию обязательной ИТО для современного учебного заведения.

Электронная конференцсвязь - асинхронная коммуникационная среда, которая подобно электронной почте может использоваться для плодотворного сотрудничества обучаемых и педагогов, являясь пользователям неким структурированным форумом, на котором можно в письменном виде изложить свое мнение, задать вопрос и прочитать реплики других участников. Участие в тематических электронных конференциях сети Internet очень плодотворно для самообразования педагогов и обучаемых. Электронные конференции могут быть организованы и в пределах локальной сети отдельного учебного заведения для проведения семинаров, протяженных по времени дискуссий и т. п. Асинхронный режим работы обучаемого способствует рефлексии и, соответственно, продуманности вопросов и ответов, а возможности использования файлов любого типа (графика, звук, анимации) делают такие виртуальные семинары весьма эффективными.

Видеоконференцсвязь - в отличие от предыдущей формы имеет синхронный характер, когда участники взаимодействуют в реальном времени. Здесь возможно общение типа один на один (консультация), один ко многим (лекция), многие ко многим (телемост).

Эта коммуникационная технология в настоящее время используется преимущественно в высших учебных заведениях, имеющих разветвленную сеть филиалов. Основное препятствие для широкого использования - дорогое оборудование, которое не всегда доступно в локальных учебных центрах (филиалах) головного учебного заведения.

Технологии Интернет. К числу базовых обычно относят следующие технологии Internet:

WWW(англ. World Wide Web - Всемирная Паутина) - технология работы в сети с гипертекстами;

FTP (англ. File Transfer Protocol - протокол передачи файлов) - технология передачи по сети файлов произвольного формата;

IRC (англ. Internet Relay Chat - поочередный разговор в сети, чат) - технология ведения переговоров в реальном масштабе времени, дающая возможность разговаривать с другими людьми по сети в режиме прямого диалога;

ICQ (англ. I seek you - я ищу тебя, можно записать тремя указанными буквами) - технология ведения переговоров один на один в синхронном режиме.

Специфика технологий Internet заключается в том, что они предоставляют и обучаемым, и педагогам громадные возможности выбора источников информации, необходимой в образовательном процессе:

* базовая информация, размещенная на Web- и FTP-серверах сети;

* оперативная информация, систематически пересылаемая заказчику по электронной почте в соответствии с выбранным списком рассылки;

* разнообразные базы данных ведущих библиотек, информационных, научных и учебных центров, музеев;

* информация о компакт-дисках, видео- и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через Internet-магазины.

Средства телекоммуникации, включающие электронную почту, глобальную, региональные и локальные сети связи и обмена данными, открывают перед обучаемыми и педагогами широчайшие возможности: оперативную передачу на любые расстояния информации любого объема и вида; интерактивность и оперативную обратную связь; доступ к различным источникам информации; организацию совместных телекоммуникационных проектов; запрос информации по любому интересующему вопросу через систему электронных конференций.

Основное требование, которое должно соблюдаться у программных средств, ориентированных на применение в образовательном процессе, - это легкость и естественность, с которыми обучаемый может взаимодействовать с учебными материалами. Соответствующие характеристики и требования к программам принято обозначать аббревиатурой НCI (англ. Human - Computer Interface - интерфейс человек - компьютер). Этот буквальный перевод можно понимать как «компьютерные программы, диалог с которыми ориентирован на человека».

Информационно-коммуникационные технологии позволяют собирать, обрабатывать, хранить, распространять, отображать различного рода информацию и с помощью электронных средств коммуникации осуществлять взаимодействие людей, территориально удаленных друг от друга. Для профессионального взаимодействия преподавателей в сети необходимы знания, умения и навыки использования ИКТ в педагогической деятельности. Однако профессиональная подготовка педагогических кадров не должна сводиться только к обучению информационным и коммуникационным технологиям, но и к обучению современным педагогическим технологиям (личностно-ориентированное обучение, метод проектов, обучение в малых группах и т.д.). Данные технологии дополняют друг друга: через современные педагогические технологии к современным средствам обучения - ИКТ и наоборот.

Вопросы и задания

1. На какие понятия опирается понятие информационно-коммуникационной технологии? Какие ее ключевые характеристики?

2. Каковы основные цели использования информационно-коммуникационных технологий в образовании?

3. Приведите примеры информационно-коммуникационных технологий, используемых в образовании. Дайте краткую характеристику каждому виду.

4. Какие плюсы и минусы получает участник виртуального семинара по сравнению с принимающим участие в традиционном занятии?

5. Какие программные средства информационно-коммуникационных технологий отвечают за «коммуникационную» составляющую?

6. Почему говорят, что с помощью электронной почты создается асинхронная образовательная среда?

7. Каким образом применение ИКТ может изменить характер учебно-воспитательного процесса?

8. Каким образом использование ИКТ может обеспечить возможность реализации каждым обучаемым индивидуальной образовательной траектории?

Список литературы

1. Астахова, Е. В. Информационно-коммуникационные технологии: учебное пособие в 3-х ч. / Е. В. Астахова; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. - Барнаул, 2010. - Ч. 1. Информационная безопасность. - 82 с.

2. Владимирова, Л.П., Современные информационно - коммуникационные и педагогические технологии в образовании,

3. Клоков, Е. В., Денисов, А. В. Технология проектного обучения // Школа. - 2006. - №2. - с. 29-36

4. Кузнецова Т.Я. Дескриптор [Электронный ресурс]//РГБ, 2004.-Режим доступа: http://www.rsl.ru/pub.asp?bib=1&ch=4&n=3.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. - Москва, 2010.

6. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. - М., 2001.

7. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании. - М., 1994.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе как средства повышения качества образования. Возможности использования информационно-коммуникационных технологий обучения и интерактивной доски на уроках эстетического цикла начальной школы.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2016

    Информационные технологии в образовании. Образовательные услуги сети Internet. Применение в образовании компьютерных технологий на базе пакета MS OFFIS. Сравнительный анализ подходов в преподавании офисных программ. Разработка программных средств.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2008

    Понятие и сущность познавательной активности. Информационно-коммуникационные технологии и их классификация. Практика использования информационно-коммуникационных технологий как средства развития познавательной активности школьников на уроках математики.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2017

    Использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе (начальная школа). Целесообразность компьютеризации детских образовательных учреждений. Воспитание информационной культуры в общеобразовательных учреждениях.

    дипломная работа , добавлен 20.09.2008

    Пути вхождения отечественной системы образования в мировую информационно–образовательную среду. Компьютеризация школьного образования. Программные средства учебного назначения. Компьютерная сеть Интернет и ее использование в образовательных целях.

    реферат , добавлен 28.05.2009

    Технологии проведения коллективных творческих дел. Значение информационно-коммуникационной технологии для профессионального роста преподавателей. Экспериментальная работа по использованию информационно-коммуникационных технологий в начальной школе.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2013

    Информационно-аналитическое обеспечение школы. Характеристика технологических процессов сбора, передачи, обработки и выдачи информации. Современные информационно-коммуникационные технологии и их влияние на развитие новых возможностей в управлении школой.

    отчет по практике , добавлен 25.05.2014

    Теоретические основы применения информационных технологий в образовании. Способы информатизации процесса обучения. Опытно-экспериментальная работа по обоснованию эффективности использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

    курсовая работа , добавлен 02.07.2015

    Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе логопеда. Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка. Интерактивность и диалоговый характер обучения как преимущество использования ИКТ.

    реферат , добавлен 20.08.2015

    Понятие "дошкольное воспитание", его роль и цели в образовании. Обзор моделей дошкольного образования. Специфика процесса информатизации в учреждениях дошкольного образования. Внедрение информационно-коммуникативных технологий в дошкольное образование.

Светлана Дуракова

Вашему вниманию представляется диссеминация опыта работы.

«Использование в образовательной деятельности информационно - коммуникационных технологий »

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. В детском саду как в зеркале отражаются те же изменения.

Поэтому целью нашей работы при использовании в образовательной деятельности информационно - коммуникационных технологий является , повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий .

При использовании ИКТ решаются такие задачи как :

Активизации познавательной, творческой деятельности ;

Достижению целей обучения и воспитания с помощью современных электронных учебных материалов;

Развитию навыков самообразования и самоконтроля ;

Повышению уровня комфортности дошкольников;

Снижению дидактических затруднений у детей;

Повышению активности и инициативности детей как во время НОД, так и в свободной деятельности

Приобретение навыков работы на компьютере.

Насколько же актуальна тема использования информационно-коммуникационных технологий в сфере образования .

Наши дети приходят сейчас в детский сад, можно сказать, с первоначальными навыками освоения новых технологий . Многие из них умеют пользоваться гаджетами лучше, чем мы с вами, педагоги.

Но, если компьютеризация школьного образования в нашей стране уже имеет почти двадцатилетнюю историю, то в детском саду компьютер до сих пор не превратился в хорошо освоенный инструмент педагогов. Однако с каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят и в нашу жизнь. Соответственно, мы должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводниками в этот мир новых технологий .

Что такое ИКТ?

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий : информационными и коммуникационными .

Информационная технология – комплекс методов , способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку , передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии ) .

Коммуникационные технологии определяют методы , способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (связь, общение) .

В этих коммуникациях компьютер занимает также свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное , взаимодействие объектов коммуникации.

Соединяя информационные и коммуникационные технологии , проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением, является адаптация человека к жизни в информационном обществе .

Информационные технологии , это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение.

Под ИКТ подразумевается использование компьютера , Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может предоставить широкие возможности для коммуникации.

Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?

Это работа с детьми, работа с родителями и работа с педагогами.

При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени.

Сегодня многие детские сады оснащаются компьютерными кабинетами. Но до сих пор отсутствуют :

Методика использования ИКТ в образовательном процессе ,

Систематизация компьютерных развивающих программ,

Единые программно-методические требования к компьютерным занятиям.

На сегодняшний день это единственный вид деятельности , не регламентируемый специальной образовательной программой . Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность .

Однако использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники .

Для нас это, прежде всего :

преобразование предметно-развивающей среды

Создание новых средств разностороннего развития детей

использование новой наглядности

Таким образом , использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе не только целесообразно , но и позволит достичь одной из целей, которую ставит перед педагогами «Концепция модернизации образования » – подготовка разносторонней развитой личности.

Итак, как я в своей работе использую информационно – коммуникационные технологии :

В своей деятельности я выделила следующие направления использования ИКТ , которые доступны для работы с дошкольниками :

Создание презентаций;

Работа с ресурсами Интернет;

использование готовых обучающих программ;

Для этого я использую разнообразное оборудование :

Телевизоры с DVD приставками,

Компьютер

Мультимедийный проектор

Принтер

Магнитофон

Видео- и фотокамеру

В работе с родителями использую презентации для досугов, театрализованных представлений, детских праздников и родительских собраний .


В работе с детьми : организация непосредственной образовательной деятельности , совместной деятельности педагога с детьми , просмотр мультимедиа.

Подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, преобразование предметно-развивающей среды группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек.

Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.


В подготовке к занятиям, при поиске материала регулярно использую ресурсы интернета , где представлено множество педагогических технологий , опытов работы воспитателей, разнообразнейший наглядный , музыкальный и видеоматериал.

формление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, мониторинг выполнения программы и т. п., отчетов. Применяю цифровой вариант написания календарно - тематических планов. Планирование ведется согласно ФГОС.

Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.


Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний .

Оформление буклетов, визитных карточек группы, материалов по различным направлениям деятельности .

Создание электронной почты, ведение своей рубрики на сайте ДОУ.

Не будем забывать что, при организации работы ребенка на компьютере необходимо учитывать многие факторы. Компьютер развивает множество интеллектуальных навыков, но нельзя забывать о норме.

Санитарные нормы :

Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях

Для детей 5 лет не должна превышать 10 минут

Для детей 6-7 лет - 15 минут

Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год, после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена :

Для детей 5 лет до 7 минут,

Для детей 6 лет - до 10 минут.

Для снижения утомительности компьютерных занятий необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места : соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности.

Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см.

Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей.

Занятия детей с компьютером проводят в присутствии педагога или родителя.

Таким образом , прихожу к выводу, что способствуют лучшему усвоению материала, помогают в игровой, сказочной форме изучить необходимый материал. Кроме того информационно-коммуникативные технологии способствуют повышению познавательного интереса, активизируют мыслительную деятельность детей . Использование информационных технологий помогает педагогу повышать мотивацию обучения детей.

Считаю, что использование современных информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников целесообразно . Это позволяет за незначительное время, отведённое для непосредственно образовательной деятельности , охватить материал шире, представить его интереснее и актуальнее. К тому же мультипликационный и видео материалы воспринимаются детьми с удовольствием, усвоение знаний происходит в непринуждённой форме.

Спасибо за внимание!